Блог Ирины Бирюлькиной
Компания: ГУЗ "Инзенская РБ"
Должность: Заместитель главного врача по медицинскому обслуживанию населения

Для прохождения НМО необходимо учитывать специфику сельского доктора

14.10.2017 11:39 Комментариев: 5 301
Хочу поделиться своим мнением о замене сертификации аккредитацией. Я представляю сельское здравоохранение.

В 2017 году на работу в первичное звено пришли молодые доктора, прошедшие аккредитацию после завершения обучения в медицинском ВУЗе.

Сразу же стало очевидным, что имеется недостаточная база практических знаний и навыков. Врач первичного звена, работающий в сельской местности участковым терапевтом или врачом общей практики , чаще всего в единственном числе из врачебного персонала в участковой больнице. С первых дней работы сталкивается со сложными пациентами, диагностикой заболевания и лечения. Считаю, что послевузовское образование - интернатура, необходимо сохранить. Ведь интернатура – это клиническая практика для доктора в течении года под руководством опытного наставника.

Много вопросов по непрерывному медицинскому образованию. Сельскому доктору будет очень сложно организоваться для прохождения НМО. Посещение ежегодных конференций, семинаров – это замечательно. Но, в селе доктора живут в частных домах, могут иметь подсобное хозяйство, другие бытовые проблемы. Необходимо оставить право выбора для врача повышать квалификацию каждые пять лет на циклах в объеме 144 часа.
Просмотров: 301 Комментариев: 5 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Полностью согласен с мнением Ирины Викторовны! Настаивая на отмене интернатуры, Минздрав России исходил из того, что участковый врач является не столько врачом, а больше секретарем. Якобы он должен распознавать и лечить только самые простые и наиболее часто встречающиеся заболевания. А при возникновении любого сомнения должен направить больного к узкому специалисту. В таком случае, основная задача участкового врача - правильное определение профиля врача-консультанта. Это неправильная и достаточно опасная позиция. Врач-консультант может быть малодоступен: позиция вакантна, отпуск, временная нетрудоспособность, учеба узкого специалиста, в сельской местности до райцентра нужно доехать и тогда добавляется финансовое препятствие, по записи большая очередь к специалисту и другие факторы, снижающие доступность. К тому же участковый врач несет всю ответственность за лечение амбулаторного пациента. Отмена интернатуры умаляет статус участковых врачей. Теперь все врачи поделены на 2 категории: участковые врачи и врачи, которым для работы требуется высшая квалификация.

В связи с тем, что государство на уровне федерального закона устанавливает для участкового врача минимальный уровень профессиональной квалификации, то работа участкового врача подлежит оплате в пониженном размере. В соответствии с ч. 1 ст. 132 ТК РФ "Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, ...".

При этом участковый врач является лечащим врачом. В соответствии с ч. 2 ст. 70 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ
"Лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи". То есть, рекомендации врачей с высшей квлификацией могут быть реализованы только по согласованию с врачом, для которого высшая квалификация является избыточной. При этом лечащий участковый врач, для которого высшая квалификация является избыточной, несет всю полноту юридической ответственности, в том числе уголовной ответственности, за здоровье и жизнь пациентов, находящихся на его курации. В соответствии с судебной практикой уголовная ответственность при любых обстоятельствах может быть возложена только на лечащего врача.

Дело рассматривалось в прошлом, 2016, году 29 июня Октябрьском районном суде г. Кирова, а 16 августа и 8 декабря в Кировском областном суде. Врач-педиатр участковый высшей квалификационной категории Казакова С.Д. видела тяжелого ребенка на приеме только один раз. И тогда, на момент осмотра, какие-либо признаки того, что ребенку требовалась срочная госпитализация отсутствовали. Через несколько дней участковый педиатр Казакова С.Д. ушла в отпуск. Ребенка после этого осмотрело достаточно много узких специалистов областной детской консультативной поликлиники, учреждения здравоохранения несопоставимо более высокого уровня. К дню смерти ребенка врач-педиатр участковый находилась в отпуске 11-й день. Несмотря на это уголовную ответственность понес только лечащий врач, врач-педиатр участковый Казакова С.Д. Врачи областной детской консультативной поликлиники не являются лечащими врачами и поэтому ни при каких условиях уголовной ответственности, по мнению суда, не подлежат. Между тем возлагать всю ответственность за жизнь и здоровье пациента на врача, которому для осуществления медицинской деятельности законодательно, на уровне федерального закона требуется минимально возможный уровень профессионального медицинского образования, при этом ответственность врачей консультантов, которые должны обязательно иметь высшую квалификацию, по мнению суда, полностью устранена федеральным законом, недопустимо. Минздравом России , приговоры по данному делу, и первой инстанции, и апелляционный не были оспорены.

Поступая в стационар детской многопрофильной больницы ребенок может оказаться под наблюдением врача, хотя и имеющего высшую квалификацию (пройдена подготовка в интернатуре/ординатуре), но не имеющего образования педиатрического профиля. В соответствии с Приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н врачи пульмонологи, аллергологи-иммунологи, гастроэнтерологи, гематологи, нефрологи и ряд других имеют сертификаты специалистов, которые позволяют осуществлять лечебную медицинскую деятельность как во взрослой, так и в детской лечебной сети без ограничений. Поэтому вполне возможна ситуация, когда у врача после окончания лечебного факультета пройдена подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Терапия", затем профессиональная переподготовка на кафедре терапии по одной из врачебных специальностей, сертификат специалиста по которой позволяет осуществлять лечебную медицинскую деятельность как во взрослой, так и в детской лечебной сети без ограничений. Разделение на врачей детского и взрослого профиля, в соответствии с Приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н существует для врачей кадиологов, эндокринологов, онкологов, урологов-андрологов и в ряде других врачебных специальностей. Следовательно, закон ограничивает право ребенка на его лечение врачом с достаточной подготовкой педиатрического профиля.

Сейчас, в связи с открытием хорошо оснащённых медицинским оборудованием перинатальных центров и наличием достаточного количества в них высококвалифицированных врачей-неонатологов, появилась возможность выхаживания глубоконедоношенных детей с тяжелой перинатальной патологией, экстремально низкой массой тела, выраженным судорожным синдромом, для лечения которого требуются достаточно высокие дозы противосудорожных препаратов (например, препаратов вальпроевой кислоты). Привлечение для оказания медицинской помощи детям в качестве лечащего врача-педиатра участкового специалиста с недостаточной квалификацией ограничит право таких детей на жизнь, гарантированное ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации . При этом Минздрав России не может сформулировать конституционно-значимую цель ограничения такого права для ребёнка.

Даже при увеличении доли практической подготовки в процессе получения додипломного образования в специалитете является явно недостаточной мерой для получения уровня квалификации, достаточной для работы лечащим врачом, поскольку у студентов не то что значительно, а несопоставимо меньше доступ к пациентам, чем у врачей в период подготовки в интернатуре/ординатуре. В 2016/2017 учебном году я проходил подготовку в интернатуре по специальности "Педиатрия". Интерны и ординаторы курируют соответственно по 5 и 8 больных детей. Причем каждый больной ребенок курируется интерном или ординатором с момента поступления и до выписки из стационара с записью первичного осмотра, обоснования клинического диагноза, назначения обследования и лечения, с ежедневной курацией и записями в истории болезни, написанием этапного и выписного эпикризов. Заведующий отделением или врач-куратор перед заполнением истории болезни обсуждает вопросы обследования и лечения ребенка с интерном/клиническим ординатором, выясняет какие действия предполагает предпринять для обследования и лечения больного интерн/клинический ординатор, указывает на ошибки и дополняет то, что предложил обучающийся. Если принято правило, в соответствии с которым лучшие выпускники сразу становятся клиническими ординаторами, а те, кто хоть и с трудом, но все же "доскрипели" (не знаю как можно выразиться иначе) до выпуска идут работать в поликлинику лечащими врачами, то такое правило не совсем адекватно, с точки зрения прав пациентов. Это ведь люди, граждане Российской Федерации, а не лабораторные мыши. Отмена интернатуры для выпускников медицинских вузов является обстоятельством, создающим угрозу для жизни и здоровья людей, которые обращаются к своему участковому врачу, не обладающему достаточной профессиональной подготовкой, которое запрещено ч. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации.

Наставничество опытных врачей тоже не может является решением проблемы. Врач несет полную юридическую ответственность за все действия отношении больного. Ошибку может допустить и опытный врач. А врач с недостаточной профессиональной квалификацией не сможет правильно оценить данные ему в отношении его пациента советы и выявить ошибку в суждениях опытного врача. Но юридическую, в том числе уголовную ответственность, нести будет только лечащий врач. К тому же, новых врачей с недостаточной квалификацией, зачастую будут воспринимать опытные врачи как "виновников" того, что оценка их труда будет снижена в виде уменьшения размера заработной платы. Рассчитывать в данном случае на адекватную помощь молодым специалистам со стороны опытных коллег будет неразумно. Кроме того, некоторые выпускники поедут на работу в очень малонаселенные районы (например, Анабарский, Нижнеколымский, Верхнеколымский районы РС(Я), Тугуро-Чумиканский район Хабаровского края, сельское поселение Хатанга, Эвенкийский район Красноярского края и другие малонаселенные с очень большой площадью территории, очень удаленные от административного центра региона), где других терапевтов и педиатров просто не окажется или один врач с достаточно сомнительной квалификацией.

Фонд профилактики рака и НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова провели третий ежегодный конкурс на грант «Высшая школа онкологии». Его неутешительные результаты представил исполнительный директор фонда Илья Фоминцев на проходящей в Москве 5-6 октября VIII международной конференции «Росмедобр-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине»

В конкурсе приняли участие 354 выпускника из всех регионов страны и бывших республик СССР. Конкурс состоял из трех этапов: рассмотрения заявок, решения клинических ситуационных задач на время, очного собеседования. До решения задач были допущены 222 студента, чей средний балл диплома составлял 4,53. В ходе второго тура в собственном аккаунте на сайте ВШО претенденты получили доступ на 1 час. Было дано 5 случайных клинических ситуаций из реальной жизни: нужно было открытым текстом составить дифференциальный диагноз и предложить оптимальную тактику лечения. Большинство задач касались диагностики и тактики при критических состояниях. Оценку производили вслепую действующие резиденты ВШО по специально разработанным критериям. Оказалось, что по результатам выполнения задач у 30% участников конкурса «умерли» все пациенты, у остальных – несколько, только у 8,5% все «выжили».

Комментируя итоги конкурса, Илья Фоминцев сказал: «Таких выпускников нельзя подпускать к больным! Задачи не были сложными, в них не было ни малейшего подвоха. Уровень подготовки студентов и интернов не позволяет называть их врачами!».

В текущем, 2017 году, в ряде медицинских вузов, например, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ижевская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Частное учреждение образовательная организация высшего образования "Медицинский университет "Реавиз" (Самара) был выпуск врачей, окончивших вечернее отделение. Они не были приняты в интернатуру, а также им не была предоставлена возможность пройти процедуру аккредитации. Им пришлось продолжить трудовую деятельность на должностях среднего медицинского персонала. Таким образом, права граждан были ограничены без всякой цели. Это произошло в том числе и потому что невозможно понять разницу в программах по различным образовательным стандартам: в каком размере, количественно увеличилось практическое обучение по новому ФГОС по сравнению с ФГОС, по которому обучались студенты вечернего отделения, поступившие на обучение в 2010 г. Если бы такое различие было установлено количественно, то для допуска выпускников до прохождения процедуры аккредитации было бы разрешено пройти обучение на цикле профессиональной переподготовки по специальности "Терапия".

Граждане получили в процессе освоения крайне трудоемкой образовательной программы высшее профессиональное образование. В соответствии с п. 12 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" "профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности". В данном случае, лицам получившим высшее профессиональное образование, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, по чьей-то (должностного лица) преступной халатности (ч. 1 ст. 293 УК РФ), запрещено выполнять работу по полученной специальности. Эти лица продолжают работать на должностях среднего медицинского персонала.

После отмены интернатуры возникли вопросы:

1. Имеется ли конституционно-значимая цель отмены интернатуры? В каком документе данная цель четко сформулирована? Этот вопрос я задал в Интернет-приемную Министерства здравоохранения Российской Федерации. Но ответ получил на вопрос, которого я не задавал.

2. Допустим ли именно такой путь достижения цели, даже в том случае, если признать, что данная цель имеет конституционную значимость? Не будет ли причинен вред благам, имеющим большую ценность?

3. Есть ли уверенность, что благодаря столь значительным ограничениям прав граждан цель будет достигнута?
Существует ли риск ухудшения даже того положения с обеспеченностью врачебными кадрами? В конце сентября текущего, 2017, года появилась информация в СМИ, что по состоянию на август, то есть, более, чем через месяц после завершения процедуры аккредитации, только 15% выпускников медицинских вузов пришли на работу в первичное звено, в поликлиники. А это свидетельствует о том, что в 2017 году значительно больше выпускников медицинских вузов, чем в предыдущие годы решили не работать по полученной специальности, для получения которой потратили лучшие годы своей жизни. Поскольку работать они еще не готовы, а предоставить возможность им пройти необходимое обучение, причем даже платно им отказывают на законодательном уровне.

4. Не является ли отмена интернатуры избыточной мерой для достижения поставленной цели? Ведь, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Не будет ли эта мера превышена?

В итоге имеем цель, настолько сомнительную, что ее нельзя четко сформулировать в ответе на обращение, в котором задан прямой вопрос. В основание проекта положен ложно-противоречивый посыл о том, что хотя участковый врач и должен быть врачом, причем лечащим врачом, но больше - не врачом, а секретарем-диспетчером, поэтому ему требуется для работы минимальная профессиональная квалификация, но без снижения уровня юридической ответственности.

Движение к поставленной цели осуществляется с беспрецедентным по объёму ограничением прав граждан, зачастую противоправно-преступным путем, когда права ограничиваются ведомственным приказом (приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 мая 2017 г. N 212н), а из-за халатности должностных лиц, граждане, которые очень длительный период времени затратили на получение высшего профессионального образования, поступив в 2010 году, то есть до объявления об отмене интернатуры, на вечернюю форму обучения в ряде медицинских вузов, получив диплом врача, не имеют права работать врачом. При этом совершенно не ясно будет ли достигнута поставленная цель, но двигаться к ней предлагается, в буквальном смысле по трупам, поскольку смертность, в том числе детская, будет явно выше, чем до осуществления решения о снижении требований к квалификации участковых врачей.
Ответить Ссылка 0
18.10.2017 09:01
Евгений Колточник пишет :
В конце сентября текущего, 2017, года появилась информация в СМИ, что по состоянию на август, то есть, более, чем через месяц после завершения процедуры аккредитации, только 15% выпускников медицинских вузов пришли на работу в первичное звено, в поликлиники. А это свидетельствует о том, что в 2017 году значительно больше выпускников медицинских вузов, чем в предыдущие годы решили не работать по полученной специальности, для получения которой потратили лучшие годы своей жизни. Поскольку работать они еще не готовы, а предоставить возможность им пройти необходимое обучение, причем даже платно им отказывают на законодательном уровне.

Граждане явно не глупее государства: на его маневр "не мытьем так катанием" загнать выпускников медвузов в первичное звено (если не ошибаюсь, то на одной из недавних встреч Владимира Путина с В. Скворцовой министр обещала, что кадровая проблема в первичном звене решится за три года максимум) выпускники ответили вышеназванной статистикой.  И как тогда быть с обещанием  министра здравоохранения?
Ответить Родитель Ссылка 0
Алексей Валентинович, на самом деле, в качестве комментария я привел выдержку из своей апелляционной жалобы в Вологодский областной суд, в которой попросил у суда обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности ч. 9 ст.101 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ  и ч. 4 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". А если с запросом областной суд откажется обращаться, то я после получения апелляционного определения самостоятельно направлю жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации.

Для решения проблемы, в основе которой находится государственное расходное обязательство, применяются негодные инструменты в виде беспрецедентного ограничения прав граждан. Перед министром здравоохранения В.И. Скворцовой поставлена задача решить проблему кадрового дефицита в здравоохранении, прежде всего в первичном звене, "без денег". То есть, от нее требуется макимально минимизировать затраты на трудовую составляющую государственного расходного обязательства. Оплата труда рядовых медработников должна быть минимально допустимой. При этом, в отрасли есть специалисты, которые должны получать очень достойную и гораздо более, чем очень достойную зарплату. Как раз эти специалисты и поднимают, причем достаточно хорошо поднимают, уровень благосостояния "среднего" врача. В среднем получается достаточно хорошая оплата труда врача. Вполне можно и самому достойно жить, и вполне прилично семью свою содержать. Но, повторюсь, жто касается именно "среднего" врача как идеальной модели в адиабатной оболочке. То есть, эталон "среднего" врача - это фактически музейный экспонат. Поэтому тех кто недоволен, приглашают в "виртуальный музей" и рассказывают как у нас в стране хорошо с оценкой труда медработников: все справедливо - уравниловки нет.

Сейчас сделана ставка на целевую подготовку врачей для государственных и муниципальных нужд. По моему мнению, именно в условиях нашей страны, целевая подготовка абсолютно противопоказана и должна быть объявлена вне закона. Помимо того, что целевая подготовка является обменом: государство соглашается финансировать из бюджета подготовку врачей со значительно меньшими способностями, чем у лиц, которые поступили бы на обучение за счет бюджетных ассигнований, если бы все мест находились бы в свободном конкурсе, а врач соглашается после окончания обучения работать на невыгодных, а иногда и кабальных для него условиях, есть и более весомые доводы в пользу того, что целевая подготовка в медицине и образовании недопустима.

В июне 2016 г. в Карелии на Сямозере погибли дети в большом количестве - 14 детей. Вожатые (Валерий Круподерщиков), понимая, что возможны тяжкие последствия, не могли сопротивлятся противоправному, как позднее выяснилось, преступному поведению администратора лагеря (Вадим Виноградов). Студенты педколледжа были на практике. При невыполнений распоряжений, администрации лагеря, с необходимрстью следовало увольнение с практики, что являлось основанием для отчисления с учебы, которая для этих вожатых была целевой. А затем последовала бы необходимость возместить затраты на обучение направившей образовательной организации, в которую планировалось трудоустройтво после получения диплома. То есть, для того, чтобы вожатый не мог вести себя правомерно и не мог поставить заслон противоправному поведению администрации лагеря, государство установило серьезное препятствие, содержащее, в том числе, огромную финансовую санкцию.
Кстати, я тут решил провести социальный эксперимент. Когда я приехал на работу в одно из сельских поселений Ленинградской области, то мне сказали, что работа будет по шестидневке и отпуск 35 дней вместо 42. По моему мнению, об этом главный врач должен был сообщить мне еще по телефону - созванивались ведь не один раз. Поэтому я просто решил поработать 1 - 2 месяца, раз уж приехал. В сентябре отопление не включили. Поэтому в кабинете врача температура воздуха прогревалась, в лучшем случае, только до около 15 градусов. По СанПиН 2.1.3.2630-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58), в соответствии с приложением 3, допустимая температура воздуха (расчетная) в кабинетах врачей составляет 20 - 27 (20). Пациенты, которые приходили ко мне на прием в амбулаторию утверждали, что температура воздуха в кабинете врача точно не выше 15. В другой амбулатории, которой я совмещал по причине очередного отпуска врача амбулатории, температура воздуха была еще ниже - мерз даже я, хотя я на приеме сижу одетый, а больные во время осмотра врача должны раздеваться.

Термометры в кабинетах не установлены, поэтому проверить соответствие фактической температуры воздуха по отношению к расчетной не представляется возможным. Поэтому я направил обращение по поводу нарушений законодательства в прокуратуру района, региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и Губернатору Ленинградской области Александру Юрьевичу Дрозденко. Все обращения отправил в воскресенье вечером через Интернет-приемные, а в понедельник, в начале 11-го утра мне позвонила зам.главного врача - меня вызвали к главному врачу. Следующий рабочий день, по собственному желанию, для меня был последним. А если бы я был целевик, то у меня не ьыло бы даже возможности просто повозмущаться по поводу противоправного поведения. Потом я получил ответ, что отопление было подключено 03.10.2017. Это на социальных объектах. Но проблема была другая. Получил ответ на вопрос, которого не задавал. СанПиН 2.1.3.2630-10 не регламентирует, какого числа нужно подключать отпление. Устаналивается только температура воздуха в медкабинетах. Если эту температуру кто-то волшебным образом поддерживал бы без отопления, то я бы не возмущался. К тому же, даже в Калуге, а это по широте почти на 5 градусов южнее, отопление было включено на неделю раньше. А в Вологодской области - на 2 - 3 недели.

Лично я считаю, что пока будут искать решение проблемы дефицита медработников негодными инструментами с целью неосновательной экономии на исполнении расходных обязательств государства, положительного результата не будет.
Государство устанавливая цену, по большей части неадекватную, которую оно может заплатить за труд врача, ограничивает права населения на доступную и качественную медпомощь. Но низкая цена труда компенсируется возможностью у государства ждать специалиста, который согласиться работать на кабальных условиях. Предполагается, что после отмены интернатуры таких "бедолаг", которым, как рассчитывают в Минздраве России, деваться некуда, будет очень много.
Ответить Ссылка 0
"Много вопросов по непрерывному медицинскому образованию. Сельскому доктору будет очень сложно организоваться для прохождения НМО. Посещение ежегодных конференций, семинаров – это замечательно. Но, в селе доктора живут в частных домах, могут иметь подсобное хозяйство, другие бытовые проблемы. Необходимо оставить право выбора для врача повышать квалификацию каждые пять лет на циклах в объеме 144 часа".

А что из себя представляет "Проект непрерывного медицинского образования" (определение понятия) и какова его цель?

На странице по адресу: https://internist.ru/about/neprervynoe-meditsinskoe-obrazovanie/
размещена публикация: "НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Читаем:
"Качество оказания медицинской помощи населению страны, оптимальное использование ресурсов системы здравоохранения, повышение эффективности здравоохранения субъектов Российской Федерации, определенные указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598, напрямую зависят от уровня подготовки медицинских специалистов, владеющих современными методами диагностики и лечения заболеваний, способных применять новейшие достижения медицинской науки, обеспечить профилактическую направленность ведения пациента.
Для обеспечения качества медицинской помощи врач должен постоянно совершенствоваться. Он обязан быть в курсе новейших достижений медицинской науки и поддерживать свой уровень знаний и навыков. В этом врачу поможет непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (НМО).
Опираясь на действующую законодательную базу, термин НМО, можно определить, как обязательное для медицинских и фармацевтических работников, постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей жизни".
"Основная цель НМО - обеспечение гарантии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями".

Ух какие правильные слова! Но кто-то еще верит в то, что руководству Минздрава РФ есть дело до качества оказания медицинской помощи населению страны? Если после отмены интернатуры, в том числе для выпускников педиатрических факультетов такие "верующие" остались, то я приведу еще аргументы в ползу того, что вот именно качество оказания медицинской помощи населению страны руководство Минздрава России не интересует. Причем не интересует совсем.

Специальность "Врач общей практики" можно получить в ординатуре и, если есть интернатура/ординатура по терапии или педатрии, то при прохождении обучения по программе профессиональной переподготовки (ПП) более 500 (чаще 504) часов. Рекорд принадлежит СЗГМУ им. Мечникова - ПП за 11 недель (вместе с выходными 75 календ.дней). Список навыков и компетенций, которые должны быть освоены врачом в процессе обучения - целая брошюра. Как говориться, "бумага все терпит". Когда я проходил ПП по общей врачебной практике (семейной медицине) на кафедре семейной медицины в институте последипомного образования медуниверситета, то я много возмущался, что никто не пытается даже нас обучать. В конце концов мне пояснили, что обучение в полном соответствии с программой стоит в разы дороже. Да и времени на это нет. "Мы преподаем только введение в специальность" - уточнил зав.кафедрой. А ответственность такая, как будто мы очень хорошо освоили все, что предусмотрено программой. И когда я учился на врача ОП мог переучиться на ПП не только педиатр или терапевт, но, вопреки приказу Минздрава, и любой другой специалист. Знаю, что переучился и психиатр из военкомата. Но тогда трудоемкость обучения составляла 864 часа. Знаю врачей, которые получили диплом специалиста по мед-проф делу (6 лет учебы), ранее специальность называлась "Гигиена, санитария, эпидемиология", за 1 учебный год переучивались на диплом по лечебному делу, а затем заканчивали ординатуру по общей врачебной практике (по педиатрии только 144 часа лекционных занятий). После этого можно закончить ПП по педиатрии (в Курском медуниверситете это 250 ч. очных, аудиторных занятий и 250 часов дистанционно) и получить сертификат полноценного педиатра. Это, я Вам скажу, гораздо круче, чем выпускник-педиатр без интернатуры. Но это будет педиатр, который может работать не только на педиатрическом участке, но и в стационаре.

Также принято положение о том, что обучение в ординатуре за счет бюджетных ассигнований недопустимо, если специальность можно получить при освоении программы профпереподготовки (в случае СЗГМУ это 11 недель по любой врачебной специальности). А я так и не могу понять, почему, например, урологу или травматологу-ортопеду (эти врачи не занимаются выслушиванием легких) достаточно 500 часов подготовки, чтобы стать фтизиатром (туберкулез, в большинстве случаев является легочной патологией), а врачу скорой помощи, который регулярно занимается аускультацией (выслушиванием) легких для того, чтобы переучится на фтизиатра требуется пройти подготовку в клинической ординатуре в течение двух лет. И таких глупостей в приказах Минздрава России очень и очень много.
Ответить Ссылка 0
Прочитала комментарий Евгения.

Да, действительно, качество напрямую зависит от уровня подготовки медицинских специалистов, владеющих современными методами диагностики и лечения заболеваний.

Но, что может применить вчерашний студент медицинского университета обладающего теоритическими знаниями, но не практическими навыками, полученными в  интернатуре или ординатуре.? Придя на свое рабочее место в поликлинику он сможет получить только самостоятельный практический опыт. Но, это время;...... жизнь пациентов . Молодые специалисты оказались в очень сложной ситуации.  

Непрерывное медицинское образование должно быть максимально доступно для всех докторов, в  первую очередь, проживающих в глубинке страны. В настоящее время это проблематично.

Предлагается за 5 лет накопить 250 кредитов, по 50 ежегодно. Не получится ли гонка за кредитами настоящей "гонкой".?
Пока одни вопросы.???
Ответить Ссылка 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.