Блог Александра Коршунова
Компания: Адвокатский кабинет Коршунова А.Г.
Должность: Адвокат

Уроки «дела Мисюриной»

09.02.2018 08:06 Комментариев: 2 2873
По делу Елены Мисюриной своё мнение не высказал только ленивый: в блогах, соцсетях, на этом портале, даже отдельная видеоконференциясостоялась. Сейчас меру пресечения в отношении доктора изменили, апелляционная инстанция приговор, вероятно, отменит или изменит, поскольку о недоказанности и противоречиях высказалось даже обвинение по делу. Финал более-менее понятен. Речь о другом – какие уроки из этой истории следует извлечь?

Во-первых, врачебное сообщество убедилось в серьёзности намерений правоохранителей. Теперь врачи уже не будут отвечать на угрозы уголовного преследования «Ой, да всё равно не посадат!». «Посадят» при желании, да ещё как! С учётом особой «любви» Следственного комитета к «ятрогенным преступлениям» и планируемых изменений по ним в Уголовный кодекс (с ужесточением санкций), возможно, это не последний реальный срок врачу. И следующий приговор будет основан на «железных» доказательствах и устоит в апелляции. И, кстати, не будь волны общественного гнева – неизвестно, чем бы закончилось и в этот раз.

Во-вторых, с учётом официального заявления Следственного комитета, которое я уже цитировал в комментариях (в том плане, что всё как раз наоборот): «никакой негативной тенденции, связанной с привлечением к уголовной ответственности врачей, нет и быть не может», можно предположить, что криминалистическая тактика при расследовании «врачебных» преступлений будет постоянно совершенствоваться. Уже есть спецкурсы для следователей, методические указания по расследованию преступлений такого рода, планируется подготовка узких специалистов. И будьте уверены: следователь, специализирующийся на делах какой-то определённой категории, уже не допустит процессуальных ошибок и сформулирует «правильные» вопросы для судмедэксперта. А уж эксперт ЭКЦ МВД не связан пресловутой корпоративностью и не будет выгораживать своего коллегу-врача, поскольку он не такой уж и коллега, в отличие от товарища следователя. Итог закономерен: если в 2017 году из 6 050 заявлений возбуждено всего 1 791 уголовное дело (информация с сайта СК), то в 2018 соотношение может измениться не в лучшую сторону.

Наконец, в-третьих, налицо странное отношение врачей к адвокатам и юристам. Чего стоит высказывание Рошаля о «бизнес-составляющей» и «алчных» адвокатах. К слову об алчности, в последнем судебном решении, которое я изучал, фигурировала стоимость медицинской услуги в 4 с лишним миллиона. Стоимость НЕКАЧЕСТВЕННОЙ медицинской услуги! Так и кто после этого алчный? Ну и из личного опыта: пытался организовать в своём регионе отделение общественной организации, оказывающей правовую поддержку врачам. Без всякого личного интереса, наоборот – был готов консультировать pro bono. От врачей нужно было войти в оргкомитет, поучаствовать в собрании и подписать протокол. Натолкнулся на непонимание: а зачем это нам? Не, тут же деньги надо платить (к слову, там ежегодные взносы какие-то небольшие были, да…но возможность получить консультацию в любое время суток разве того не стоит?). Не, нам адвокаты не нужны…нас же не посадят!

Так что же делать врачам? Уходить из профессии? Или задуматься о юридической поддержке? Заранее, до того, как товарищ майор допросил в качестве свидетеля (а значит – без адвоката), добился фактического признания вины и записал это в протокол. А потом сказал: признай вину – будет особый порядок, получишь условно. В идеале – чтобы каждый врач мог в любое время набрать номер своего адвоката (или юриста, который разбирается в уголовном праве) и проконсультироваться. Иногда пятиминутный телефонный разговор может предотвратить большую беду.

Хорошо, крупные частные клиники могут позволить себе заключить абонентский договор с юрфирмами и «алчными» адвокатами. А как быть бюджетным медицинским организациям? Там если и есть ставка юриста, то уровень оплаты – либо для вчерашних студентов, либо для энтузиастов, которые работают не ради зарплаты (как и все бюджетные медики). Выход, на мой взгляд, в создании некоего врачебно-правового «профсоюза», в рамках деятельности которого любой медицинский работник сможет получить квалифицированную правовую помощь. Либо в поголовном вступлении в уже существующие общественные организации с той же целью. Очевидно одно – в одиночку противостоять правоохранительным органам не получится.

А что вы об этом думаете, коллеги?

P.S. Прошу этот пост рассматривать не как саморекламу (по «врачебным» уголовным делам у меня опыт пока только на стороне потерпевшего), а как сигнал о проблеме, общей для врачебного и адвокатского сообществ. Проблеме, которая рано или поздно потребует решения.
Просмотров: 2873 Комментариев: 2 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
У каждого врача, как и у любого гражданина РФ иной профессии, и сейчас имеется право и возможность в любое время обратиться за юридической и получить её. А их (медиков) правовую грамотность можно повышать, в том числе, путём опубликования в открытых источниках "уловок" и "недопустимых приёмов", ставших известными опытным адвокатам в процессе их работы.
Ответить Ссылка 0
12.02.2018 08:11
Содержательный пост с обозначением необходимости взаимодействия врачебного и юридического сообщества, а мотиватором к этому взаимодействию является Следственный комитет.

Приговор Елене Мисюриной станет, на мой взгляд, определенным водоразделом. Если  в том или ином виде он будет подтвержден апелляционной инстанцией, то некоторое телодвижение врачебного сообщества к юристам будет, в противном случае стоит ожидать реакции по типу а зачем это нам?. Но это до поры до времени, до очередного уголовного дела, но уже с окрепшими методологическими подходами от следователей.
Ответить Ссылка 0