Многие СМИ в интернете привлекли внимание к выяснению отношений между ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина» и ФФОМС.
РОНЦ ссылался на невысокий уровень диагностики медицинских организаций регионального уровня по сравнению с федеральным. Поэтому оказание дополнительных медицинских услуг на платной основе осуществлялось для уточнения или установки диагноза.
Представьте: вы пациент с подозрением на онкопатологию или с фактом злокачественного процесса, но с неясностью в отношении его стадии, определяющей тактику лечения и вам говорят, что для исключения неправильного лечения надо пройти дообследование, но на платной основе…
Как на это отреагировали бы вы? Конечно же - изыскали средства. Жизнь и здоровье предоставляются в единственном числе.
Есть здесь и правовой нюанс. Первый вариант.
Врач говорит: мне ваш диагноз не нравится, идите дообследуйтесь. В данном случае пациент выступает в качестве исполнителя воли врача, а не как лицо с правом получения информации о состоянии здоровья и рисках медицинского вмешательства.
Второй вариант.
Врач сообщает: у меня есть сомнения в установленном диагнозе, потому что ….. Для исключения сомнений необходимо выполнить следующее… В данном случае имеет место представление информации о полученной потребительской ценности от медицинской услуги, на которую потрачены деньги.
Надеюсь, что в РОНЦ используется именно второй вариант взаимодействия с пациентами.
В обосновании доводов о недофинансировании приводятся данные:
Например, тариф ФФОМС на проведение УЗИ брюшной полости на свободную жидкость в соответствии с Приложением №6 к Тарифному соглашению на 2017 год составляет 123,56 рублей, при этом его реальная себестоимость составляет 1388 рублей.
В системе обязательного медицинского страхования специализированная медицинская помощь по профилю «онкология», включая проведение химиотерапевтического лечения, оплачивается по клинико-статистическим группам, учитывающим все необходимые обследования, в том числе лабораторные и инструментальные, а также проведение лечебных процедур, включая операции.
Структура тарифа в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании включает все статьи затрат лечебного учреждения на оказание данной помощи, в том числе на заработную плату медицинских работников, медикаменты и иные расходы.
Тарифы на высокотехнологичную медицинскую помощь устанавливаются Правительством Российской Федерации. Оплата по ним осуществляется в полном объеме, без исключения, всеми территориальными фондами обязательного медицинского страхования. Тарифы на высокотехнологичную помощь также обеспечивают проведение всех необходимых лечебных процедур, включая проведение анализов и дополнительных исследований.
В обосновании своей позиции ФФОМС ссылается на Правительство РФ. Следует ли из этого, что в Правительстве РФ сидит группа федеральных чиновников и лично разрабатывает тарифы на основе анализа фактической стоимости медицинских изделий, лекарственных препаратов и прочих составляющих медицинской услуги?
Мне представляется, что это из области фантастики.
Проекты тарифов наверняка идут из соответствующих структур ФФОМСа или МЗ РФ, исходя из возможности что-то изъять из бюджета ОМС и поделить на определенное количество пациентов, причем их количество точно меньше, чем число нуждающихся в ВМП.
Ссылка на структуру тарифа тоже сомнительна: дозволение использования оплаченной цены услуги на составляющие себестоимости не равнозначно адекватности цены по тарифному соглашению и фактической себестоимости услуги.
К чему я все это излагаю?
Позиция ФФОМС, чтобы осадить ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина», выглядела бы убедительной, если он привел примеры на фактах: как цена лечения по клинико-статистическим группам действительно покрывает затраты на услугу в разрезе ее составляющих.
"Например, тариф ФФОМС на проведение УЗИ брюшной полости на свободную жидкость в соответствии с Приложением №6 к Тарифному соглашению на 2017 год составляет 123,56 рублей, ...". Если это не чья-то неадекватно-глупая шутка, то "... факты намерений деятельности только по средствам ОМС ..." это своего рода презентация работы в системе ОМС. Этот проект, "Полимедика", в таком случае, однозначно финансируется из скрытых источников. То есть, это "музейный экспонат", сделанный на заказ. Он, действительно, работает. Но на скрытых источниках питания. Впрочем, как я и думал. В ноябре 2015 года в Вологде был взят под стражу главный врач одной из самых крупных городских поликлиник. Его жена была полноправный соучредитель с половиной доли в уставном капитале частного медицинского центра, который в последние годы стал активно привлекать госзаказы от различных казенных, муниципальных и государственных учреждений. «Коллеги были возмущены ценами, которые предлагала клиника, — рассказал нам на условиях анонимности известный вологодский врач. — Расценки были настолько низкими, что конкурировать с ними было невозможно. Заказы один за другим уходили именно этому центру». В среднем один заказ едва превышал 200 тысяч рублей, а расценки на услуги действительно были невысоки. Судя по опубликованным на сайте государственных закупок тарифам, общий анализ крови в клинике стоит 150 рублей, а осмотры профильных врачей — от 60 до 80 рублей. Это гораздо ниже, чем во многих других коммерческих клиниках. «Главный врач, используя свое должностное положение, содействовал деятельности частной коммерческой организации, в том числе обеспечивая работу в ней подчиненных сотрудников поликлиники», — пояснили в следственном управлении Вологодской области. Такие тарифы, которые разработаны ФФОМС и утверждены Правительством РФ могут быть только при использовании бесплатного труда медперсонала. То есть оплачивается только амортизация дорогостоящего оборудования - УЗИ-аппарата экспертного класса (стоит приблизительно 6 - 7 миллионов рублей). Если бы это была сельская больница, в которой на раритетном аппарате работает сельский врач первичного звена, с месячными курсами по УЗИ брюшной полости, то тогда да: 123 рубля на селе уже деньги, а больше платить нельзя, поскольку все равно пропьют! Вообще этот спор еще одно очень убедительное доказательство того, что страховая модель организации здравоохранения, особенно в том виде, в каком она реализуется в России, недопустима. Чтобы утверждать, что тариф 123 рубля на проведение УЗИ брюшной полости на свободную жидкость достаточен, нужно быть или значительно интеллектуально сниженным или совсем отмороженным. Потому что порядочный человек с более-менее сохранным интеллектом утверждать о достаточности тарифа 123 рубля на проведение УЗИ брюшной полости на свободную жидкость не может.
Заниженные тарифы нарушают права ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина» на обеспечение деятельности на безубыточном уровне. Должен быть прозрачный механизм формирования тарифов, основанный на расчете затрат. Данную проблему необходимо решать через суд в рамках административного судопроизводства. При недостаточности средств ОМС компенсировать межтарифную разницу, которая возникает у ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина» в процессе оказания ВМП должен Федеральный бюджет. В принципе, именно таким образом, через суд, заниженные тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом оспаривают железнодорожники.