Истец обратилась с иском к центральной районной больнице о взыскании компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью.
Указала, что при жалобах на общую слабость, боль в грудной клетке, усиливающуюся при дыхании, боль в грудном отделе позвоночника врач ошибочно не провел полное исследование с использованием флюорографии, рентген аппарата, хотя она сообщила врачу на сильную боль в грудной клетке и о том, что ее ударил в грудь теленок, когда она ставила ему прививки.
В связи с неправильной постановкой диагноза и не выявления перелома ребра ей было неправильно назначено лечение. Пневмония, возникшая на фоне перелома ребра, при отсутствии лечения перешла в затяжную форму и с декабря 2016г истец испытывала постоянные ноющие боли. Просила взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей, а также штраф в размере 50% от взысканной суммы.
Была назначена судебно-медицинская экспертиза. По ее заключению не был частично выполнен региональный стандарт оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению по профилю «невралогия», утвержденный приказом органа управления здравоохранения в 2007 году в части показанных в стандарте обследований, но данные дефекты оказания медицинской помощи не вызвал у больной ухудшения состояния ее здоровья.
Кроме того, в судебном заседании был установлен факт неправильной постановки диагноза истцу «верхнедолевая пневмония справа", в то время как у него имелся перелом пятого ребра справа.
При таких обстоятельствах суд удовлетворил исковые требования.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины ответчика, то обстоятельство, что виновные действия ответчика не повлекли ухудшения здоровья истца и с учетом степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, требований разумности и справедливости приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей и взыскать с ответчика в пользу истца, в соответствие с ст. 13 Закона РФ от 07 февраля 1992г № 2300-1 «О защите прав потребителей», штраф в размере пятьдесят процентов от присужденной суммы, так как медицинская помощь оказывалась в системе обязательного медицинского страхования.
В апелляционной жалобе М. выражает не согласие с обжалуемым судебным актом в части взысканного размера компенсации морального вреда, поскольку судом неверно определены обстоятельства имеющие значение для дела и не дана оценка возможным последствиям в виду неправильно проведенного лечения, а также на то, что региональный стандарт оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению по профилю «неврология» утвержденный приказом органа управления здравоохранения в 2007 году – нелегитимен.
Судебная коллегия с оценкой размера компенсации морального вреда согласилась, а в отношении легитимности регионального стандарта сообщила следующее: данный стандарт включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области, поэтому суд оценил его как легитимный.
Так ли это?
По ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Не региональным.
Между тем по "Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" 1993 года органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже федеральных стандартов медицинской помощи.
Региональный стандарт был издан в 2007 году и с тех пор применяется на уровне региона, хотя старые Основы с 1 января 2012 года не действуют.
На мой взгляд ссылка на включение регионального стандарта в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области как обоснования его легитимности - несостоятельна, так как формирование стандартов прерогатива федерального Минздрава.
Но что из этого следует для рассмотрения исковых требований?
Дефекты (недостатки) оказания медицинской помощи есть. Они вытекают из содержания регионального стандарта, но они не привели к причинению вреда здоровью. Этому выводу заключения судебно-медицинской экспертизы, как обоснованному, дали оценку суды первой и апелляционной инстанции.
Поэтому, на мой взгляд, сомнительное обоснование - включение регионального стандарта в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области никак не повлияло на законность и обоснованность вынесенных решений.
А что вы думаете по этому поводу? Могут ли органы управления здравоохранения регионов в настоящее время устанавливать стандарты оказания медицинской помощи?