Женщина, инвалид 2 группы из-за проблем в коленном суставе обратилась в медицинскую организацию частной формы собственности, участвующую в программе обязательного медицинского страхования, для оперативного вмешательства.
Ей была назначена операция, но необходимо было пройти предоперационное обследование, за которое она заплатила в медицинской организации 10770 рублей. Так как ей предстояли еще большие расходы по оплате за лечение - она обратилась в страховую медицинскую организацию «Урал-Рецепт М» об оценке правомерности оплаты.
Медицинский страховщик провел экспертизу качества медицинской помощи и установил, что оплата оказанных услуг не обоснована, предложил медицинской организации возместить застрахованной понесенные расходы в досудебном порядке и проинформировать страховую компанию о принятом решении.
Медицинская организация это предложение проигнорировала, как и проигнорировала претензию застрахованной вернуть ей денежные средства.
Застрахованная подал иск. Просила взыскать понесенные расходы в 10770 рублей и компенсацию морального вреда - 1000 рублей.
Суд применил к правоотношениям Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установив, что медицинской организацией было нарушено право потребителя на предоставление необходимой и достоверной информации о бесплатности оказания медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
Доказательств, подтверждающих надлежащее информирование истца о возможности проведения медицинских услуг бесплатно и их финансирование из средств ОМС со стороны медицинской организации, представлено не было.
Суд достаточно своеобразно установил вину ответчика: его действия повлекли за собой предъявление истцом иска и наступление негативных последствий в виде нравственных страданий, а именно эмоциональных переживаний у истца, необходимости вести переговоры и предпринимать иные действия по защите своих прав.
Исковые требования удовлетворены в полном объеме: взысканы понесенные расходы, компенсация морального вреда и штраф в 5885 рублей.
Особенностью рассмотренного дела явилось и то, что к участию в деле были привлечен территориальный орган Роспотребнадзора для дачи заключения по делу, но его представитель в суд не явился.
Какие выводы:
1.Любая медицинская организация должна информировать граждан о возможности получения бесплатной медицинской помощи.
2.К предложению страховой медицинской организации о возврате денежных средств застрахованному надо прислушиваться и не доводить дело до суда.
А что вы думаете по этому поводу? Почему медицинская организация не пошла на досудебное урегулирование требований потребителя?