Как член редакционной коллегии представляю обзор первого осеннего номера журнала «Правовые вопросы в здравоохранении» за 2020 год. Это уже мой 62 обзор, начиная с 2015 года.
Раздел «Изменения».
Приводится судебное решение за июнь текущего года, в котором больница оспаривала требование ТФОМС вернуть деньги за лечение своих работников в круглосуточном стационаре, одновременно находящихся на рабочем месте или в командировке.
Не оспорила.
Я считаю - администрации больницы очень повезло с тем, что ТФОМС не сообщил об виртуальном лечении данных пациентов в правоохранительные органы, так как просматриваются составы уголовных преступлений: «Мошенничество» и «Служебный подлог».
Круглый стол. Посвящен инициативе РЖД предлагать медработникам – пассажирам оказывать медицинскую помощь другим пассажирам.
Мне представляется - врач-пассажир имеет полное право применят свои профессиональные знания и умения вне медицинской организации, т. е. находясь в поезде в целях спасения жизни попутчиков.
Надежда Николенко придерживается противоположного мнения - медработник не только не обязан, но не вправе оказывать медпомощь в пути следования, так как места ее оказания регламентированы.
Елена Капитонова приводит доводы, согласно которым врачу невыгодно вмешиваться в оказание первой помощи пассажиру, у которого возникло неотложное состояние в пути следования. Галина Евстифеева полагает, что даже если врач и примет участие в оказании медицинской помощи, то при неблагоприятном исходе ответчиком по иску пациента будут ОАО «РЖД».
Раздел «Права и обязанности».
Статья моего коллеги по сообществу юристов Право-мед.ру Дмитрия Гаганова – как защитить клинику при иске родственников пациента, умершего от коронавируса.
Даны практические советы, один из них - ходатайствовать о назначении комплексной судебно-медицинской экспертизы с привлечением специалистов из Роспотребнадзора. Приводится пример такого ходатайства.
Андрей Севостьянов подтверждает получение претензий от пациентов о заражении коронавирусом в стенах больницы.
Мария Галюкова, как практик, предлагает обязательно оценивать доказательственную базу отсутствия вины и при высоком риске проигрыша пытаться заключить мировое соглашение.
Публикация Анастасии Степновой тоже из covidной тематики – обеспечение медработников средствами индивидуальной защиты. Данный факт должен быть оформлен личной карточкой учета выдачи СИЗ. Важно помнить, что нехватка денег или высокий спрос на СИЗ из-за пандемии не освобождают от ответственности.
Людмила Рубис разъясняет о том, что комплектация СИЗ зависит от категории риска инфицирования на рабочем месте.
Моя однофамилица - Елена Панова специализируется на госзакупках. Соответственно ее статья о том, как согласовывать с ФАС закупку у единственного поставщика, если не состоялся конкурс, аукцион и запрос предложений. Это правило действует с 1 июля.
Раздел «Защита».
Юлия Севастьянова затронула тему отношений медицинских организаций со страховыми в период пандемии при выходе за пределы распределенных объемов медицинской помощи.
При отказе в оплате автор рекомендует сначала предъявить претензию о добровольном погашении задолженности, при игнорировании требования - обращаться в суд. Образцы претензии и иска приводятся.
О том, что проблема оплаты сверхобъемов существует подтверждает Мария Иванова. Так, «Полимедике» не оплатили 734 случая оказанной в пандемии медпомощи.
Андрей Севостьянов проделал, на мой взгляд серьезную работу, не только систематизируя типичные жалобы пациентов во время пандемии: я заразился от врача, меня с коронавирусом не госпитализировали и т. д., но и предложит варианты ответов на них в 11 приложениях. Можно пользоваться. Рекомендую.
Статья Марины Большаковой уже не по злободневной тематике Covid-19, а о том, как заключать договор поставки и не допустить типичных ошибок, на которых она акцентирует внимание. Конечно же речь идет о существенных условиях договора: о товаре, порядке и сроке поставки, составляющих цены контракта и так далее. Приводятся примеры судебной практики.
Коллектив авторов: Оксана Чикина, Виктория Беленькая, Агриппина Толкачева опять возвращает нас к теме коронавируса, но в части оформления медицинской документации в стационарах и поликлиниках - как правильно с ней работать, чтобы в случае спора с пациентами медицинская организация чувствовала себя уверенно.
Одно из средств - применять санкции за выявленные дефекты оформления в виде дисциплинарного взыскания, но не сразу: при первом нарушении достаточно беседы.
Юлия Павлова приводит пример из судебной практики о том, к каким последствиям для клиники привело отсутствие подписи пациента в плане лечения.
Раздел «Коллектив».
Начинается с публикации Раисы Павловой и Екатерины Салыгиной - что нужно изменить в Правилах внутреннего трудового распорядка в связи с особенностями, сформированными в период пандемии: правила приема на работу, режим работы на удаленке, порядок применения к удаленщикам дисциплинарных взысканий и так далее.
Завершает журнальные публикации коллективный материал о том, с какими трудностями в работе столкнулись юристы в период пандемии и как их стойко преодолевали.
Андрей Севостьянов рассказала о том, что его администрация конечно же при его непосредственном участии использовала любую возможность сохранить кадры: вводила простой, предлагала внеочередные отпуска, уговаривала переводиться в инфекционные отделения.
Татьяна Джабарова выделила недоработки электронного документооборота с судами. Судебные производства накопились, их рассматривают в срочном порядке.
Галина Евстифеева отметила необходимость оперативно корректировать локальные акты, например, Положение об оплате труда, в соответствие с теми стимулирующими выплатами, которые предназначались за работу с ковидными пациентами.
Здесь же можно почитать рекомендации Галины Ткаченко о том, как избежать нервного срыва после пандемии.
Читайте девятый номер журнала "Правовые вопросы в здравоохранении" за 2020 год. Ситуации, действия, последствия.