1. Врач отказывается принять опоздавшего пациента 2. Пациент начинает кричать на врача, несправедливо обвиняя его в непрофессионализме.
Данными конфликтами займется «Служба заботы о пациенте и разрешения споров в учреждениях здравоохранения», создаваемая на средства президентского гранта (1,6 млн рублей) Томским отделением общероссийского благотворительного фонда "Российский фонд милосердия и здоровья" при его софинансировании (0.3 млн рублей).
Разрешать данные конфликты будут работники медицинских организаций, прошедшие подготовку.
Приведены примеры конфликтов. Каков должен быть результат работы службы?
Мои предположения
По п.1: врач должен принять опоздавшего пациента даже за пределами своего рабочего времени или сократить сроки приема других пациентов, чтобы принять опоздавшего? Пациента перезапишут на другую удобную для него дату?
По п.2: пациент осознает неадекватность своего поведения и извинится перед врачом за крики, признает несправедливость обвинений в непрофессионализме?
По первому пункту результат может быть реальным в силу того, что Служба должна оправдать вложенные средства от гранта и врач, осведомленный о проекте, будет просто вынужден подстраиваться под потребности пациента.
По второму пункту пострадавшей стороной является врач. Имеет место посягательство на достоинство личности, его деловую репутацию. Страдает психоэмоциональная сфера врача.
Каким образом можно воздействовать на пациента, чтобы он осознал «непотребность» своего поведения и довел свое раскаяние до врача. Проведением бесед, нравоучений со стороны специалистов Службы? В данной ситуации пациент не связан какими-то обязательствами перед специалистом. Он может его не просто проигнорировать, а то и послать …
Привлекаемые в качестве «конфликтологов» работники медицинских организаций имеют свои трудовые обязанности, за выполнение которых получают заработную плату. При действиях по разрешению конфликта (смотрите примеры выше) в период рабочего времени приостанавливается выполнение основной трудовой функции по заключенному трудовому договору. На подобное работодатель должен «закрывать глаза» или «конфликтолог» будет отрабатывать это время дополнительно или произойдет уменьшение его заработной платы?
Много вопросов!!!
Кроме того, есть Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". В нем механизм разрешения споров (конфликтов) уже отрегулирован. Зачем нужна Служба решения конфликтов пациентов с врачами при наличии специального закона, которым можно и нужно пользоваться.
Еще один нюанс. В октябре 2016 года по инициативе Управления по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации стартовал пилотный проект по совершенствованию системы оказания первичной медико-санитарной помощи "Бережливая поликлиника".
Как будет соотноситься деятельность Службы решения конфликтов пациентов с врачами с концепцией бережливой поликлиники?
И еще, с середины 2016 года в России действует институт страховых представителей, учрежденный приказом Федерального фонда ОМС (ФФОМС). Такие специалисты консультируют граждан по всем вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи в рамках ОМС, а также помогают решать спорные ситуации, возникающие в процессе лечения. Служба их оставит без работы по разрешению спорных ситуаций?
Хороший грант освоят, а решение обозначенной проблемы, в пределах хоть Томской области, хоть любого другого территориального образования РФ, не продвинется ни на йоту, поскольку корни возникающих проблем и конфликтов в медицине гораздо более глубокие.