23 ноября в Государственной Думе состоялся «правительственный час» с участием Михаила Мурашко, на котором с Министр здравоохранения рассказал депутатам о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья и мерах по повышению устойчивости системы здравоохранения к новым вызовам.
Информация о мероприятии была размещена в новостном разделе сайта ГД, растиражирована СМИ и поступила мне в качестве рассылки с сайта МЗ РФ.
Возьму лишь одну тему кадрового обеспечения в здравоохранении и сравню то, что было озвучено министром и те отклики, которые прозвучали в выступления депутатов ГД.
МАТЕРИАЛ САЙТА МЗ РФ
Подготовка, привлечение и сохранение медицинских кадров
Строятся новые фельдшерско-акушерские пункты, поликлиники, амбулатории, повышается доступность медицинской помощи. Дефицит врачей в России составляет около 25–26 тыс. человек, среднего медперсонала — около 50 тыс. человек: нехватка не критичная, но важная.
Именно поэтому подготовка, обучение, привлечение и сохранение медицинских специалистов – задача, требующая комплексного решения. В частности, на 20% увеличен целевой прием студентов в медицинские вузы, доля целевых бюджетных мест достигла 70%. Для привлечения в медицинские организации врачей и среднего медицинского персонала, закрепления их в государственной системе здравоохранения реализуется программа «Земский доктор/Земский фельдшер», в которой приняли участие уже более 51,7 тысяч медицинских работников.
По наиболее дефицитным специальностям в результате предпринимаемых усилий уже есть положительная динамика. Так, по итогам прошлого года, наблюдается увеличение количества участковых врачей-терапевтов, онкологов и кардиологов.
ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕПУТАТОВ ГД Председатель ГД Вячеслав Володин
«И в ходе встреч министра с фракциями, и в выступлениях руководителей комитетов отмечалось, что одной из ключевых проблем является обеспеченность кадрами учреждений здравоохранения. Особенно это актуально для сельских ЦРБ. Практических специалистов нет. А раз так — и больниц».
«Разговоры о том, что сейчас увеличено количество мест целевиков в вузах, не достигнут результата, тем более быстро, в связи с тем что поступать на льготное обучение — да, хотят, потому что есть гарантия, но при этом не возвращаются».
«Как вы понимаете, врач, который из‑под палки должен поехать лечить людей, — это не лучший выход. Поэтому давайте создавать условия на начальном этапе и отбирать ребят, которые будут понимать: у них общежитие гарантировано, у них есть заработная плата, у них уже есть конкретное место работы, они будут проходить практику в этом медицинском учреждении. Это все должно быть им гарантировано».
«Помимо этого у молодого врача должна быть обратная связь с больницей, где он в перспективе будет проходить практику и работать. Это уже другой уровень ответственности, с одной стороны, работодателя, власти в целом. Но и, с другой стороны, будет другая ответственность у студента, который будет зачислен по целевому обучению».
«Записывать в обязанность руководителям регионов, чтобы они уже с момента зачисления студентом будущего врача включали в программу по обеспечению жильем».
Председатель Комитета по контролю Олег Морозов
«Комитет считает, что ключевой и самой кричащей проблемой отрасли остается обеспеченность медицинских учреждений, особенно в первичном звене, кадрами специалистов и медперсонала».
«Нужно преодолеть удручающую тенденцию, когда только 38 % выпускников медицинских образовательных учреждений идут работать по специальности».
Предложил сформировать в ГД рабочую группу, которая вместе с профильными ведомствами и экспертным сообществом с привлечением Счетной палаты и регионов выработает предложения по преодолению проблемы нехватки медицинских кадров.
Первый заместитель Председателя по охране здоровья Леонид Огуль
«Ключевая проблема сегодня — это кадры, и особенно на селе. Мы предлагаем расширить механизм целевого обучения при подготовке специалистов. Программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» необходимо пересматривать», иначе дефицит кадров будет расти.
Первый заместитель Председателя Комитета по охране здоровья Алексей Куринный (фракция КПРФ)
«Основная причина оттока медицинских кадров - это низкая оплата труда и огромные перегрузки».
«Несмотря на множество разговоров о повышении заплаты медработников, реальная зарплата врачей с 2013 года выросла только на 20 процентов при прежнем сохранении их числа, а среднего персонала — только на 9 процентов при снижении обеспеченности ими на 11 процентов.
Численность врачей первичного звена с 2008 года практически не выросла, а сельских фельдшеров уменьшилась на 24 процента. Тарифные ставки медработников несправедливо низкие, что приводит к перегрузкам и зависимости от воли руководства учреждения. Это способствует переходу медиков в частную систему».
«Разница в окладах в 5-6 раз вынуждает медработников мигрировать в регионы с более высокой оплатой труда. На Чукотке средний оклад врача — 74 тысячи рублей, а в Ингушетии — 14 тысяч. В Москве оклад медсестры — 31,5 тысячи рублей, а в Кабардино-Балкарии — 8,5 тысячи по данным 2021 года».
«По зарплатам разница также в пять раз, что в итоге отражается на обеспеченности медкадрами различных территорий. В Москве средняя зарплата врача, по его словам, 168 тысяч рублей, а в Ивановской области — 55 тысяч рублей».
Заместитель Председателя Комитета по охране здоровья Сергей Леонов (фракция ЛДПР)
«Необходимо также освободить врача и медсестру от работы, не связанной с оказанием медицинской помощи. Важно закрепить эти моменты в специальных нормативных актах. Пусть заполнением отчетов, обзвоном пациентов занимаются не медицинские работники».
Первый заместитель Председателя Комитета по охране здоровья Федот Тумусов (фракция «Справедливая Россия — За правду»)
«Необходимо устранить разницу в заработных платах медиков: не должно быть четырехкратной разницы в оплате труда специалистов в разных регионах». Член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Ткачев (фракция «Новые люди»)
«Обсудить вопрос возможности введения единого федерального оклада медикам».
Член Комитета по охране здоровья Александр Румянцев (фракция «Единая Россия»)
«Необходимость возврата субординатуры и интернатуры в практику работы, чтобы у молодых специалистов был доступ в лечебные учреждения. Благодаря этому решим в первую очередь вопрос о подготовке наших специалистов в области практики, а во‑вторых, мы создадим тот прецедент, что эти студенты смогут получать зарплату».
Мой комментарий (не депутатский 😊)
1. Для ликвидации «важной, но не критичной» нехватки медиков МЗ делает акцент на увеличении целевого прима и реализации земских программ. Первая составляющая – дополнительный «заброс» новоиспеченных врачей – лечебников в БУЗы, вторая – перераспределение медиков из обжитых мест в несколько отдаленные за единовременные выплаты. Механизм дальнейшего закрепления прибывших на местах – уже не прерогатива (не сфера ответственности) Минздрава.
2. Народные избранники (одномандатные и партийные) в своих депутатских суждениях больше проникнуты заботой о том, чтобы уже работающих врачей и медсестер не одолевала тяга к перемене мест с большей заработной платой по сравнению с действующей (как в иные территории, так и в частную медицину по месту нахождения). Средством преодоления тяги видится создание в ГД рабочей группы, которая вместе с профильными ведомствами и экспертным сообществом с привлечением Счетной палаты и регионов выработала бы предложения по преодолению проблемы нехватки медицинских кадров.
Могу предположить, что подобные рабочие группы формировались неоднократно в каждом созыве ГД и все с теми же намерениями по преодолению проблемы нехватки медицинских кадров. Результаты работы подобных групп представлены выше в депутатских суждениях.
К сожалению, никто из народных избранников не обозначил необходимость какого-то возврата к Пилотному проекту по отраслевым системам оплаты труда медиков, который так и не был начат, но по информации Михаила Мурашко уже завершён.