Блог Алексея Тихомирова
Компания: Некоммерческое партнерство Информационно-правовой центр «ЮрИнфоЗдрав»
Должность: Главный редактор

Дело не к худшему, а попросту к другому

19.12.2017 08:27 Комментариев: 0 759
Вот неужели клиницисты не осознали, что клиническое мышление ныне – не ко двору. Нужны операторы машинного доения, а не доктора Хаусы или Рихтеры. Их изводят под корень, а они только блеют в ответ – жалобно или злобно, как это демонстрируют соцсети.

Не нужны вы, ребята, со своими знаниями и умениями. То, что делаете вы, сделает и машина – компьютер, робот. Не сомневайтесь – сделает! Напрасно огрызаетесь – грядет эпоха Больших Данных (которые Big Data). Правда, грядет она – где-то там, за речкой. В наши пенаты заглянет не скоро. Да и то – разве что в мегаполисы. Но вас, друзья, она ликвидирует. Как класс. Загодя. Задолго до своего прихода. Руками нынешней бюрократии.

А машина – пусть через годы – будет делать ваше дело безропотно, смиренно. Она не будет плескать эмоциями. Не будет выходить и за рамки задания – только строго по нормативам. Что-что там про лечение больного, а не болезни? На дворе 21 век! Ваше время истекло – вам остается только обслуживать машину. Благо та и зарплату не получает.

Машина и ваших амбиций лишена. Машина не имеет претензий на статус, звания, позиции, как вы. Она не будет рассуждать, по Сеньке ли шапка и упадет ли корона. Она не станет резонерствовать, как это свойственно вам. Она – не всезнайка, как все вы. Она не будет осуждать руководство, выживать коллег или брать мзду. Она не станет пытаться защищать права пациентов или заявлять себя медицинским юристом либо счастливым обладателем сертификата организатора здравоохранения. Не станет она и обсасывать тему, услуги она оказывает или помощь. Как и с пафосом долдонить про врачебную ошибку. Она будет просто делать свое дело. Свое. На которое запрограммирована. Не больше. Но и не меньше. Строго – в рамках.

Она не будет рефлексировать, терзаться в сомнениях, правильно ли поступила. Не будет перегорать и сгорать – болеть и умирать, как это досрочно делаете вы. И семьи у машины быть не может, почти как у вас, только не по вашим причинам. Даже перехватывать на пищеблоке, как вам иногда, ей – не нужно. И по вызовам она бегать не будет.

Справится ли машина с вашим делом так, как справляетесь с ним вы? С известными оговорками – да! Она не будет калечить пациентов, как вы. Она будет калечить людей строго по программе! То есть всегда можно найти виноватого – создателя программы, а от него протянуть ниточку к автору изъяна программного кода. Но только – ad hoc, без повторений в будущем. Она не будет забывать, в том числе про побочку и противопоказания, про несочетаемость лекарств, как и про все мелочи истории болезни каждого (!) пациента. И статистику она соберет без ненужного бумагомарательства. И льготные рецепты выпишет кому надо. И без причины больничный не даст. Или все же даст?

А вы-то зачем? Вот власть и говорит своими действиями: “Нам кузнец не нужен”. Не нужна трудовая армия эпохи Семашко. А вот модель Семашко и возможность безусловного административного управления на грани произвола – пусть остаются.

Все великолепно. Но есть нюансы. Как только практическую медицину будут завоевывать роботы, зачем будет нужна такая прорва бюрократии?

Воооот! А это уже серьезно. Куда ж деть десяток замов, помов и прочей дворни? Ведь обсчитывать зарплату трех-четырех операторов – даже трех-четырех десятков оных – десятков бухгалтеров, главбуха, зама по финансам, зама по медтехнике и пр. не нужно. Да и в департаментах, которые кагбэ министерства, начальников письменного стола по этим и по множеству смежных вопросов не требуется.

И та самая информатизация, которую в организации практической медицины так пестуют те самые бюрократы, не спрашивая их и без их ведома и дозволения так же победно шествует и в здравоохранении. И предотвратить ее эффект они никак не могут. А результаты скажутся – еще на вашем веку, приговоренные друзья. Хотя вам от этого и не легче.

И вот вопрос – что быстрее победит информатизация: практическую медицину (безотносительно мер ее организации бюрократией) или здравоохранение, т.е. отраслевую организацию самой бюрократии?

Ведь информатизация не дремлет во всем мире. И изменения под ее воздействием происходят повсюду. Субординация, которая свирепствует у нас, везде изведена, как чума, и остается разве что в силовых структурах. Ну, и в Северной Корее. Уже век координации уходит – просто потому, что координация столетиями является лейтмотивом образа жизни человека в обществе. Там. А общество переходит уже к посткоординационному образу жизни. В тренде – общество управляет властью: умное (smart) государство – умные (smart) граждане. Уже много написано на эту тему. Тоже – там.

Всюду воля является непреходящей ценностью. Волеизъявление в соответствии с волей выражает те или иные интересы личности. Это – аксиома настоящего. Там. Какими в будущем – далеком и близком – будут интересы личности, чтобы можно было уже сейчас планировать, как их можно будет удовлетворить? Такая вот парадигма интересов будущего.

А сейчас реальностью повсеместно является следование интересам, а не игра на них и не навязывание извне. Там.

А у нас – все наоборот – власть создает искусственную реальность. Волю – запихнуть известно куда – в кулак. В том числе – в здравоохранении. Актуальная российская реальность – в возрастании ограничений и запретов для общества и свободы для бюрократии. Какие уж тут интересы!

Поэтому здравоохранение и пятится задом вперед. Вместо того, чтобы вкладываться в предвидение и прогнозирование, наша бюрократия обращена лицом к опыту (ну далеко не лучшему!) прошлого. Что уж тут удивляться призывам вернуться к модели Семашко (от которой вообще-то и не отходили)? Это как бухгалтерский и управленческий учет: первый выводит расклад того, что было, а второй ориентирует на то, что будет. Вот этого второго у нас в здравоохранении нет как нет. Есть попытки создать ту самую искусственную реальность будущего для медицины, но без видения настоящей реальности будущего – и для медицины, и для здравоохранения.

Понятен институциональный диссонанс. Как и какие институты представлены у нас в здравоохранении? Как у нас соотносятся публичные и социальные институты? Есть ли у нас сообщества – медицинское и пациентское? А возможно ли то или иное сообщество без необходимой институционализации? Обречены любые начинания, не основанные на ясном и детальном понимании этого. Под поверхностные разглагольствования не отягощенной реальными познаниями бюрократии различные объективные процессы, в том числе IT-прогресс в медицине, происходят помимо здравоохранения. Врачи остаются кагбэ “не субъектами права”, а пациенты – просто «лишними людьми». Ни сообществ, ни институтов.

Приходится констатировать, что драйверы перемен – не в здравоохранении. Как – не в массе врачей в практической медицине и не в массе пациентов, к которым относимся мы все. Драйверы перемен – вовне здравоохранения в нынешнем его виде. В информатизации прежде всего. В информатизации, не как ее субъективно видят или пытаются насаждать иные персоналии, а объективно чем она является и как она изменяет действительность. Именно информатизация не только является могильщиком основанного на прошлом настоящего, но и создает драйверы перемен для наступления выпестованного в настоящем будущего.

А масса врачей в практической медицине и масса пациентов являются не более чем социальными объектами перемен. Перемены же, как известно, возможны либо через фигуру, либо через фон: не можешь изменить фигуру – измени фон, и наоборот. На протяжении трех десятилетий ни первая, ни вторая фигуры не изменились. Врачи ни по собственной воле, ни под бюрократическим воздействием в своем качестве изменений не претерпели. Как и пациенты, которые, по инерции привычки к дармовому здравоохранению и государственному патернализму, так и не приспособились к объективным реалиям. Дело остается за сменой декораций, т.е. фона.

Так где – вовне здравоохранения в его нынешнем виде – эти драйверы перемен? Кто даст ответ?

Источник
Просмотров: 759 Комментариев: 0 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.