ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 12 сентября 2008 г. N 1192

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА

Документ утратил силу в связи с изданием приказа Минздрава Новосибирской области от 09.12.2011 N 2172

В целях обеспечения согласованности действий участников программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) граждан, включенных в Федеральный регистр и имеющих право на получение государственной социальной помощи, приказываю:
1. Утвердить Регламент работы департамента здравоохранения Новосибирской области, органов местного самоуправления, Новосибирского областного фонда обязательного медицинского страхования, государственных, муниципальных лечебно-профилактических учреждений и лечебно-профилактических учреждений других форм собственности, осуществляющих выписку льготных рецептов, организации-поставщика лекарственных средств по обеспечению необходимыми лекарственными средствами граждан, включенных в Федеральный регистр и имеющих право на получение государственной социальной помощи.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя департамента Л.С. Шалыгину.

Руководитель департамента
В.В.СТЕПАНОВ

 

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ
УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМЫМИ
ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ (ОНЛС) ГРАЖДАН, ВКЛЮЧЕННЫХ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕГИСТР И ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

I. Общие положения

1. Настоящий Регламент определяет порядок взаимодействия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр и имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Регламент).
2. Исполнение Регламента осуществляется в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";
- Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах";
- Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в редакции Федеральных законов от 31.12.2005 N 207-ФЗ, от 27.07.2006 N 142-ФЗ, от 20.04.2007 N 53-ФЗ);
- Федеральный закон от 18.10.2007 N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий";
- постановление Губернатора Новосибирской области от 18.01.2006 N 6 "О реализации Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ";
- постановление администрации Новосибирской области от 21.11.2007 N 184-па "О мерах по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов";
- Новосибирская областная программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на соответствующий год.
3. Участниками исполнения Регламента являются:
- департамент здравоохранения Новосибирской области;
- органы местного самоуправления, заключившие Соглашение с департаментом здравоохранения Новосибирской области об обеспечении взаимодействия по выработке и реализации государственной политики в сфере здравоохранения на территории Новосибирской области;
- Новосибирский областной фонд обязательного медицинского страхования;
- государственные, муниципальные лечебно-профилактические учреждения и лечебно-профилактические учреждения других форм собственности, осуществляющие выписку льготных рецептов (далее - ЛПУ);
- организация-поставщик лекарственных средств в соответствии с государственными контрактами.

II. Взаимодействие участников по исполнению Регламента

1. Департамент здравоохранения Новосибирской области

1.1. Организует размещение заказов на поставки лекарственных средств в рамках ОНЛС за счет средств федерального бюджета на основании заявок Главного управления здравоохранения мэрии г. Новосибирска, Центральных районных (городских) больниц, согласованных с органами местного самоуправления, иных ЛПУ, участвующих в системе ОНЛС.
1.2. По итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств:
- заключает соответствующие государственные контракты;
- оперативно доводит до Главного управления здравоохранения мэрии г. Новосибирска, ЛПУ информацию о неразыгранных лотах.
1.3. Организует обеспечение населения муниципального образования закупленными по государственным контрактам лекарственными средствами.
1.4. Формирует и доводит до органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области и ЛПУ, участвующих в системе ОНЛС, объемы финансирования в соответствии с размером субвенций федерального бюджета, переданных в Новосибирскую область, исходя из:
- численности граждан, включенных в Федеральный регистр и имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными средствами;
- норматива финансовых затрат на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными средствами, установленного федеральным законодательством.
1.5. Утверждает прикрепление пунктов отпуска лекарственных средств к ЛПУ, осуществляющим их назначение и выписку льготных рецептов в рамках программы ОНЛС.
1.6. Осуществляет:
- контроль за исполнением государственных контрактов, заключенных с организациями-поставщиками;
- контроль за рациональным назначением и выпиской лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с методическими указаниями и инструктивными материалами федеральных органов исполнительной власти;
1.8. Имеет право:
- оперативно получать информацию от Главного управления здравоохранения мэрии г. Новосибирска, Новосибирского областного фонда обязательного страхования, государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений по вопросам, связанным с реализацией программы ОНЛС;
- осуществлять координацию деятельности лечебно-профилактических учреждений, поставщиков и пунктов отпуска лекарственных средств;
- вносить, при необходимости, предложения по изменениям и дополнениям в государственные контракты в соответствии с существующим законодательством Российской Федерации;
- оперативно получать информацию от организации-поставщика, аптечных организаций по вопросам поставки, отпуска, остатков лекарственных средств, о рецептах, находящихся на отсроченном обеспечении.

2. Орган местного самоуправления

2.1. Создает условия для развития и доступности лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет федерального бюджета.
2.2. Несет ответственность за достоверность планирования и своевременной подачи заявок на поставку лекарственных средств отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета, а также рационального их назначения.
2.3. Утверждает плановую заявку на лекарственные средства для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, проживающих на территории муниципального образования.
2.4. Определяет пункты отпуска лекарственных средств и их прикрепление к медицинским организациям муниципальной системы здравоохранения с учетом их максимальной приближенности к пациентам.
2.5. В случае недостоверного планирования потребности в лекарственных средствах, допущенного специалистами муниципальных лечебно-профилактических учреждений, осуществляет обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами за счет средств муниципального бюджета до организации централизованного закупа лекарственных средств департаментом здравоохранения.
2.6. Принимает меры дисциплинарного характера по отношению к руководителям муниципальных лечебно-профилактических учреждений при неоднократном или грубом нарушении порядка формирования заявок, назначения и выписки лекарственных средств отдельным категориям граждан, имеющих право на государственную социальную помощь за счет средств федерального бюджета.
2.7. Имеет право в случае появления новых пациентов и/или изменения схемы лечения при отсутствии в плановой заявке лекарственного средства и невозможности замены его на аналогичный представить в департамент здравоохранения аргументированное обоснование необходимости дополнительной закупки препарата с приложением копий заключений специализированных лечебно-профилактических учреждений и/или выписки из амбулаторной карты, заверенной главным врачом ЛПУ, подтверждающей обоснованность назначения лекарственного средства (неэффективность или непереносимость иных препаратов, осложнение основного или наличие сочетанных заболеваний и др.).

3. Новосибирский областной фонд
обязательного медицинского страхования

3.1. Формирует интегрированную базу данных информационных ресурсов программы ОНЛС на основе информации о выписанных рецептах отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, поступающих из лечебно-профилактических учреждений, и реестров рецептов, по которым были отпущены лекарственные средства, поступающих из департамента здравоохранения.
3.2. Проводит актуализацию нормативно-справочной информации и передачу участникам программы ОНЛС в соответствии с составом и порядком выполнения процессов информационного взаимодействия, установленными действующими нормативными документами.
3.3. Осуществляет ведение справочника врачей (фельдшеров), имеющих право на выписку льготных рецептов в соответствии с действующими нормативными документами.

4. Лечебно-профилактические учреждения

В систему ОНЛС включаются амбулаторно-поликлинические учреждения (подразделения стационарно-поликлинического учреждения) здравоохранения, оказывающие на основании решения исполнительного органа местного самоуправления в сфере здравоохранения первичную медико-санитарную помощь территориальному населению, закрепленному за данной территориальной поликлиникой.
4.1. ЛПУ формируют список граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на социальные льготы, по категориям льготников и группам заболеваний в разрезе терапевтических участков и в целом по учреждению, для чего обеспечивается:
- своевременное получение информации из Новосибирского областного фонда ОМС по региональному сегменту Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
- постоянный контроль по обновлению базы данных (выбывшие и вновь зарегистрированные "льготники") в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ);
- наличие у каждого участкового врача персонифицированного списка граждан, имеющих право на ОНЛС за счет средств федерального бюджета, с указанием заболевания и курсового лечения основными лекарственными средствами (ЛС по международному непатентованному наименованию).
Приказом по ЛПУ назначается работник, ответственный за реализацию системы ОНЛС в учреждении, в том числе за:
- своевременное обновление программного обеспечения, установленного в ЛПУ;
- формирование сводной заявки по учреждению и контроль исполнения заявки на ЛС;
- организацию работы по ежедневному взаимодействию с прикрепленными пунктами отпуска по использованию остатков ЛС, анализу причин отказов в отпуске лекарственных средств, оперативному решению вопросов отпуска лекарственных средств по рецептам, находящимся на отсроченном обеспечении.
4.2. ЛПУ осуществляют:
4.2.1. Формирование заявок на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, а также специализированные продукты лечебного питания для отдельных категорий граждан, включенных в Федеральный регистр и имеющих право на получение государственной социальной помощи с учетом:
- лимитов финансирования, установленных департаментом здравоохранения Новосибирской области;
- стандартов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития РФ, региональных стандартов;
- методических рекомендаций, утвержденных департаментом здравоохранения Новосибирской области;
- данных паспорта врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, и персонифицированных списков пациентов, страдающих хроническими заболеваниями (сахарный диабет, бронхиальная астма, хроническая почечная недостаточность и др.), точного расчета на период действия заявки курсовой дозы лекарственного средства, рекомендованного в соответствии с возрастом больного, тяжестью и характером заболевания.
4.2.2. Рациональное назначение и выписку лекарственных средств в соответствии с соответствующим сегментом Федерального регистра граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, объемом и номенклатурой представленных и принятых департаментом здравоохранения Новосибирской области заявок на соответствующий период и особенностями назначения отдельных групп лекарственных средств, установленных нормативными документами.
4.2.3. Учет выписанных и отпущенных отдельным категориям граждан лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания.
4.2.4. Информационное взаимодействие с пунктами отпуска лекарственных средств по формированию заявок, наличию и остаткам лекарственных средств в рамках ОНЛС.
4.2.5. Ведение медицинской документации, связанной с оказанием медицинской помощи гражданам и реализацией программы ОНЛС, в строгом соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
4.3. Для посетителей обеспечивается:
- доступная информация о работнике, ответственном за организацию льготного лекарственного обеспечения: фамилия, имя, отчество, номер кабинета, номер телефона;
- доступность ответственного работника для граждан в течение всего рабочего дня;
- регистрация в специальном журнале обращений граждан к ответственному работнику и руководителю учреждения по вопросам ОНЛС с принятием исчерпывающих мер по обращениям;
- информация о пункте (пунктах) отпуска ЛС по льготным рецептам;
- сведения о руководителе аптечного учреждения и ответственном лице по обеспечению необходимыми лекарственными средствами, к которым можно обратиться по вопросам получения ЛС по выписанным рецептам (адрес, номер телефона).
4.4. Каждый участковый врач должен располагать пакетом документов по организации системы ОНЛС (на бумажном или электронном носителе), включающим:
- персонифицированные списки пациентов, страдающих хроническими заболеваниями (сахарный диабет, бронхиальная астма, хроническая почечная недостаточность и др.), с расчетом курсовой дозы лекарственного средства, рекомендованного в соответствии с возрастом больного, тяжестью и характером заболевания;
- копию заявки на соответствующий период по своему участку и в целом по ЛПУ;
- информацию о наличии лекарственных средств в пункте отпуска;
- утвержденные стандарты оказания медицинской помощи (протоколы ведения больных);
- согласованные или утвержденные в установленном порядке методические рекомендации по лекарственной терапии различных состояний;
- перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по льготным рецептам.
4.5. Условия для взаимодействия ЛПУ и пункта отпуска в системе ОНЛС:
- наличие утвержденной квартальной заявки на лекарственные средства;
- организация централизованного пункта оформления и учета льготных рецептов с использованием компьютерной программы;
- создание в ЛПУ пункта отпуска лекарственных средств;
- устройство прямой сетевой связи компьютеров поликлиники и пункта отпуска (через модемно-телефонную или выделенную линии связи).
Участковый врач, выписывающий рецепты, несет ответственность за назначение ЛС конкретному пациенту в соответствии с медицинскими показаниями и правильность оформления рецепта.

5. Организация-поставщик

5.1. Обеспечивает поставку и отпуск лекарственных средств по заключенным государственным контрактам в строгом соответствии с разнарядкой департамента здравоохранения Новосибирской области.
5.2. Обеспечивает качество сбора и обработки информации по поставленным в пункты отпуска и отпущенным гражданам лекарственным средствам, формирования реестров рецептов по фактически отпущенным лекарственным средствам, порядок и формы которых определяются действующими государственными контрактами, а также нормативными документами и требованиями Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, департамента здравоохранения Новосибирской области.
5.3. Предоставляет в департамент здравоохранения:
а) два раза в неделю отчетность о Рецептах, находящихся на отсроченном обеспечении, раздельно по рецептам на лекарственные средства:
- поставка которых осуществлена не в полном объеме по разнарядкам департамента здравоохранения в рамках заключенных государственных контрактов;
- поставка которых осуществлена в полном объеме по заключенным государственным контрактам;
б) еженедельную отчетность по мониторингу поставок ЛС в разрезе пунктов отпуска по МНН (международным непатентованным наименованиям), ТН (торговым наименованиям), в количественном и суммовом выражении;
в) не реже двух раз в неделю отчетность, обеспечивающую мониторинг товарных остатков лекарственных средств в пунктах отпуска.
5.4. Осуществляет перераспределение лекарственных средств между пунктами отпуска для обеспечения рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении, в случае наличия необходимых препаратов на остатках в других пунктах отпуска.
5.5. Учитывает поступление лекарственных средств от организации-поставщика в соответствии с разнарядкой по сумме и номенклатуре (по торговым наименованиям).
5.6. Обеспечивает своевременную регистрацию в пунктах отпуска рецептов, по которым осуществлен отпуск и взятых на отсроченное обеспечение.
5.7. Осуществляет регулярное информационное взаимодействие с прикрепленным ЛПУ при формировании заявок, по объемам поступления и остаткам лекарственных средств, ежедневной передаче информации лицу, ответственному по ОНЛС в ЛПУ, о лекарственных средствах:
- рецепты на которые находятся на отложенном спросе;
- заявленных ЛПУ, но невостребованных и находящихся длительно на остатках;
- не поступивших от поставщиков в полном объеме соответственно заявке ЛПУ.
5.8. Обеспечивает своевременное информирование пациента о поступлении лекарственных средств для отпуска по рецептам, находящимся на отсроченном обеспечении.

6. Контроль за исполнением Регламента

6.1. В целях осуществления контроля за исполнением Регламента создаются комиссии:
- при департаменте здравоохранения Новосибирской области;
- в ЛПУ - постоянно действующая комиссия по проверке назначения ЛС и правильности их выписывания.
6.2. Комиссия при департаменте здравоохранения Новосибирской области создается для принятия оперативных решений по вопросам контроля за рациональным назначением и выпиской лекарственных средств в системе обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на набор социальных услуг, необходимыми лекарственными средствами, а также упорядочения работы с рецептами, находящимися в аптеках на отсроченном обеспечении.
Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц.
На заседании комиссии рассматриваются вопросы:
- анализа льготных рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении в аптеках, на лекарственные средства, не включенные в плановые заявки лечебно-профилактическими учреждениями на соответствующий период;
- результатов проверок лечебно-профилактических и аптечных организаций по рациональному назначению лекарственных средств, выписке льготных рецептов и организации отпуска медикаментов;
- обращения лечебно-профилактических учреждений и граждан, имеющих право на набор социальных услуг, по вопросам обеспечения необходимыми лекарственными средствами.
Решения комиссии направляются исполнительным органам власти в сфере здравоохранения и руководителям лечебно-профилактических учреждений и имеют рекомендательный характер
6.3. Постоянно действующая комиссии ЛПУ проводит плановые проверки, осуществляемые путем сплошной или выборочной экспертизы, целевые, а также внеплановые при поступлении заявлений граждан.
В состав комиссии включаются главный врач (председатель), заместитель главного врача, заведующие отделениями, врач-фармаколог, заведующий оргметодотделом, а также работник, ответственный за формирование заявки на ЛС.
Комиссия рассматривает вопросы ОНЛС еженедельно по основным разделам:
- формирование заявки в соответствии с установленными требованиями, утвержденными объемами финансирования, сроками подготовки;
- мониторинг реализации программы ОНЛС в учреждении (учет ЛС, назначенных и выписанных сверх утвержденной заявки, числа выписанных рецептов, обслуженных рецептов и рецептов, находящихся на отложенном спросе);
- исполнение заявки в соответствии с номенклатурой ЛС, объемным и финансовым показателем заявки;
- выписывание ЛС в соответствии с утвержденной квартальной заявкой;
- ведение медицинских документов в системе ОНЛС в соответствии с установленным порядком;
- сведения о рецептах, не предъявленных в пункты отпуска.
(абзац введен приказом департамента здравоохранения Новосибирской области от 19.01.2010 N 71)
6.4. Контролю в ЛПУ подлежат следующие вопросы:
- наличие сведений по учреждению о гражданах, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на социальные льготы, по категориям льготников и группам заболеваний;
- сведения о выписанных и отпущенных гражданам ЛС (форма N 030-Р/у);
- соблюдение порядка выписки и оформления рецептов;
- соответствие назначения и выписки ЛС;
- обоснованность назначения ЛС (соответствие назначения ЛС стандартам оказания медицинской помощи, обоснованность назначения ЛС по торговому наименованию, более 3-х одновременно выписываемых ЛС, назначение ЛС, не включенных в заявку ЛПУ);
- ведение учета и анализа обращений граждан по программе ОНЛС;
- сведения о рецептах, находящихся на отложенном спросе;
(абзац введен приказом департамента здравоохранения Новосибирской области от 19.01.2010 N 71)
- сведения о рецептах, не предъявленных в пункты отпуска, и анализ непредъявленных рецептов на соответствие номенклатуре и количеству лекарственных средств, заявленных на текущий период.
(абзац введен приказом департамента здравоохранения Новосибирской области от 19.01.2010 N 71)
6.5. Комиссия составляет акт о проведенной проверке с выводами, предложениями и мероприятиями для рационального назначения и выписки врачами лекарственных средств в соответствии с профилем учреждения здравоохранения, объемом и номенклатурой составленных лечебно-профилактическими учреждениями заявок и Федеральным регистром, а также при длительном отсутствии ЛС делает предложения по замене на имеющиеся препараты аналогичного терапевтического действия.
6.6. По результатам работы комиссии ЛПУ за квартал предоставляется сводная информация в адрес департамента здравоохранения Новосибирской области.
6.7. Материалы проверок, представляемые ЛПУ, подлежат рассмотрению на заседании комиссии по контролю за исполнением Регламента при департаменте здравоохранения Новосибирской области.

Назад в раздел