Telegram Право-мед.ру

Актуальные новости о здравоохранении, правовых аспектах и охране здоровья для профессионалов и интересующихся

Подписаться в Telegram

Требование об уплате штрафа не предъявлялось

22.08.2025 00:39
357

Применение «плавающей» ставки не предусмотрено законодательством

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры провел комплексную плановую проверку деятельности медицинской организации ООО «Нефроцентр» за период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года.

По итогам контрольных мероприятий фонд составил акт проверки от 2 февраля 2023 года, в котором установил, что ООО «Нефроцентр» использовало средства ОМС не по назначению на сумму 1 682 788 рублей.

Основанием для такого вывода стало применение районного коэффициента к заработной плате персонала в размере 1,7 вместо установленного нормативами 1,5, что привело к завышенным расходам, финансируемым за счет бюджета ОМС.

В акте также было указано на обязанность медицинской организации уплатить штраф в размере 168 278 рубля в течение 10 рабочих дней с момента получения акта, а в случае просрочки — начислить пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы нецелевого расходования за каждый день задержки.

Восстановление средств в бюджет фонда было произведено ООО «Нефроцентр» только 27 февраля 2025 года, то есть с существенным опозданием.

В связи с этим ТФОМС обратился в суд с требованием взыскать с медицинской организации пени в размере 593 351 рубль, начисленные за период с 15 января 2023 года по 27 февраля 2025 года.

Основанием для иска стало положение пункта 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», согласно которому медицинская организация обязана вернуть средства, использованные не по целевому назначению, в течение 10 рабочих дней с момента предъявления соответствующего требования. В противном случае на сумму задолженности начисляются пени.

Однако в ходе судебного разбирательства выяснилось, что само требование о возврате средств было предъявлено не фондом, а Управлением Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

Именно казначейство направило ООО «Нефроцентр» представление от 26 октября 2022 года, в котором содержалось требование устранить нарушения до 15 января 2023 года.

ТФОМС в этот момент не выносил отдельного требования о возврате, ограничившись лишь указанием в акте проверки на обязанность уплатить штраф и пени в случае неисполнения. При этом медицинская организация оспорила законность представления казначейства в суде и ходатайствовала о приостановлении его исполнения.

Суд удовлетворил ходатайство, и действие представления было приостановлено до вступления в законную силу решения по этому делу, что произошло только 12 декабря 2024 года.

ООО «Нефроцентр» в своих возражениях на исковое заявление указало, что ТФОМС неправомерно рассчитал пени, поскольку отсчитывал срок с 15 января 2023 года, хотя фактически обязательство по возврату средств возникло только после вступления в силу судебного решения — с 12 декабря 2024 года.

Кроме того, организация подчеркнула, что размер пени должен определяться по ставке рефинансирования, действовавшей на день предъявления санкций, то есть на 2 февраля 2023 года, и не подлежит изменению в течение всего периода просрочки.

В подтверждение своих доводов ООО «Нефроцентр» самостоятельно рассчитало пени и 10 апреля 2025 года перечислило в адрес фонда 31 972 рубля.

Суд, изучив представленные доказательства, включая акт проверки, представление казначейства, судебные акты по делу и платежные документы, пришел к выводу, что требования ТФОМС о взыскании пени в размере 593 351 рубля не подлежат удовлетворению.

Суд отметил, что обязанность вернуть средства по закону возникает только после предъявления требования со стороны ТФОМС, а в данном случае такое требование не направлялось. Более того, исполнение представления казначейства было приостановлено судебным решением, и до 12 декабря 2024 года у ООО «Нефроцентр» не было юридически значимого обязательства по возврату. Следовательно, 10-дневный срок для добровольного исполнения начал течь только с этой даты и истек 26 декабря 2024 года.

Таким образом, пени должны начисляться с 27 декабря 2024 года — дня начала просрочки — и до 27 февраля 2025 года, когда средства были фактически возвращены, то есть за 63 дня.

Суд также поддержал позицию ответчика в части расчета ставки. На основании прямого указания закона, пени рассчитываются по ставке, действовавшей на день предъявления санкций — 2 февраля 2023 года, которая составляла 7,5% годовых. Применение «плавающей» ставки, как предлагал ТФОМС, не предусмотрено законодательством.

Исходя из этого, суд определил, что правомерно начисленные пени составляют 26 503 рубля (1 682 788,24 × 63 × 1/300 × 7,5%), что меньше суммы, фактически уплаченной ООО «Нефроцентр» (31 972 руб.). Следовательно, претензий к организации по данному вопросу не имеется.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, признав их необоснованными как по срокам, так и по методике расчета.

Решение не вступило в законную силу.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle