Telegram Право-мед.ру

Актуальные новости о здравоохранении, правовых аспектах и охране здоровья для профессионалов и интересующихся

Подписаться в Telegram

В удовлетворении требований Министерства здравоохранения Пермского края о привлечении к административной ответственности ЗАО "Медицинский центр "Философия красоты и здоровья" по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 ноября 2015 г. по делу N А50-21573/2015

Резолютивная часть решения объявлена 12.11.2015 года

Полный текст решения изготовлен 17.11.2015 года

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Цыреновой Е.Б., при ведении протокола заседания секретарем судебного заседания Мехоношиной М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Пермского края (ОГРН 1065902004629, ИНН 5902293308)

к лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, - закрытому акционерному обществу "Медицинский центр "Философия красоты и здоровья" (ОГРН 1055903435422 ИНН 5906064411) о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии: от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом, от ответчика - Гвенашев Д.В., представитель по дов. от 14.09.2015 г.,

установил:

Министерство здравоохранения Пермского края (далее - заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ЗАО "Медицинский центр "Философия красоты и здоровья" (далее - ответчик, общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).

Заявление административного органа мотивировано тем, что Общество осуществляет лицензируемую медицинскую деятельность с грубым нарушением лицензионных требований.

Представители заявителя в судебное заседание не явились, о рассмотрении заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте суда, что в силу положений ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Ответчиком представлен письменный отзыв на заявление с возражениями, считает в рассматриваемом случае возможным признать вменяемое нарушение малозначительным, указывает на истечение срока для привлечения к административной ответственности.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица и осуществляет медицинскую деятельность по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Ким, д. 64, на основании лицензии N ЛО-59-01-003200 от 19.06.2015 г. (л.д. 19) В период с 28.08.2015 по 11.09.2015 уполномоченными лицами административного органа на основании приказа N 758-л от 24.08.2015 г. в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении им медицинской деятельности по адресу: г. Пермь, ул. Ким, д. 64, в ходе которой установлен факт осуществления ответчиком лицензируемой медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, что является нарушением пп. б п. 5 Положения "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 291 от 16.04.2012 г. Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки N 21 от 11.09.2015 г.

По данному факту уполномоченным лицом Министерства здравоохранения Пермского края 11.09.2015 г. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения административного органа в арбитражный суд с заявлением.

Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа; лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

На основании подп. 46 п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

В ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства

Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

В п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

В силу п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и подп. "а", "б" и "в(1)" п. 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Административным органом в ходе проверки общества по адресу: г. Пермь, ул. Ким, д. 64, установлен факт осуществления ответчиком лицензируемой медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, а именно выявлено отсутствие соблюдения установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а именно не оформлен должным образом и не подписан бланк добровольного информированного согласия пациентки Шляпниковой Я.А. на медицинское вмешательство (проведение профилактического осмотра врача-офтальмолога Антоновой Т.В.); при проведении анализа первичной медицинской документации (медицинской карты амбулаторного больного) выявлены нарушения установленных законом требований.

Данные обстоятельства являются нарушением пп. б п. 5 Положения "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 291 от 16.04.2012 г.

Факт осуществления обществом лицензируемой медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований подтверждается материалами дела, актом проверки N 21 от 11.09.2015 г., протоколом об административном правонарушении от 11.09.2015 г., ответчиком не отрицается, документально не опровергнут, что как следствие свидетельствует о наличии в действии (бездействии) общества административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Привлекая заявителя к ответственности, административный орган обоснованно исходил из того, что у общества имелась возможность для соблюдения требований законодательства о лицензировании, но им не были приняты все зависящие от него меры.

В рассматриваемом случае, вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения выразилась в том, что, получив лицензию на

осуществление медицинской деятельности, общество приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности. Выдача лицензии означает возложение на лицензиата повышенных требований государства к определенному виду деятельности, выраженных в виде лицензионных требований и условий, излагаемых в Положениях о лицензировании или в условиях самой лицензии.

Получая лицензию, юридическое лицо принимает на себя ответственность за соблюдение лицензионных требований и по смыслу законодательства о лицензировании не может не знать о таких требованиях.

Доказательств, свидетельствующих о том, что общество своевременно предприняло все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о виновности заинтересованного лица и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем судом установлено обстоятельство исключающее привлечение общества к административной ответственности.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения.

В силу п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку днем обнаружения правонарушения является 27.09.2014, на момент рассмотрения дела в суде истек срок давности для привлечения общества к административной ответственности.

Таким образом, требования Министерства здравоохранения Пермского края о привлечении к административной ответственности ЗАО "Медицинский центр "Философия красоты и здоровья" по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Судья

Е.Б.ЦЫРЕНОВА