Общество с ограниченной ответственностью "МедЛаб ПСКОВ" 13 октября 2015 года привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 октября 2015 г. по делу N А52-2751/2015

Резолютивная часть решения оглашена 07 октября 2015 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Ледневой О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенко Л.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации к обществу с ограниченной ответственностью "МедЛаб ПСКОВ" о привлечении к административной ответственности при участии в заседании: 

от заявителя: Кравцова Н.Г., консультант отдела по лицензированию, по доверенности от 29.08.2014 N 12; Гришакова Н.Е., консультант отдела по лицензированию, по доверенности от 26.02.2015 N 2, предъявлен паспорт;

от ответчика: Назаренко В.Н., представитель, по доверенности от 20.09.2015, предъявлен паспорт.

Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации обратился с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "МедЛаб ПСКОВ" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Ответчик факт допущенного правонарушения признал, вместе с тем полагает, что правонарушение можно признать малозначительным, поскольку выявленные нарушения в части отсутствия необходимых медицинских изделий устранены, подано заявление о переоформлении лицензии в связи с прекращением оказания медицинских услуг видам по "аллергология и иммунология", "генетика", запланировано обучение генерального директора ООО "МедЛаб ПСКОВ" в целях повышения квалификации на ноябрь 2015 года. Кроме того, ответчик ссылался на то, что выявленные нарушения не могут считаться грубыми, поскольку не повлекли за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителе сторон, суд

установил:

Обществу с ограниченной ответственностью "МедЛаб ПСКОВ" (далее - Общество, ООО "МедЛаб ПСКОВ") выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности от 08.06.2015 N 78-01-005854. Согласно лицензии при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, Обществом организуются и выполняются следующие работы (услуги):

1) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: медицинскому массажу; сестринскому делу; физиотерапии; функциональной диагностике;

2) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий); гастроэнтерологии; дерматовенерологии; кардиологии; колопроктологии; косметологии; мануальной терапии; неврологии; онкологии; оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации); рефлексотерапии; ультразвуковой диагностике; урологии; эндокринологии.

При проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги):

3) при проведении медицинских экспертиз по экспертизе временной нетрудоспособности.

В период с 06.07.2015 по 17.07.2015 на основании приказа от 26.05.2015 N 459 сотрудниками Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "МедЛаб ПСКОВ" лицензионных требований и условий при осуществлении вышеуказанных видов деятельности, по результатам которой составлен акт от 17.07.2015 N А-СП-01-028/15 и выдано предписание от 17.07.2015 N 24 об устранении выявленных нарушений.

17.07.2015 по факту выявленных нарушений составлен протокол N 12 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу выявлено:

1) В нарушение подпункта "б" пункта 4, пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензирование медицинской деятельности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года N 291, для оказания медицинской помощи отсутствуют: стол для приготовления разведений аллергенов и проведения аллерген-специфической иммунотерапии, оснащенный вытяжным оборудованием; стол для проведения кожных диагностических тестов; микроскоп бинокулярный; оборудование для производства тестов с аллергенами; инфузомат; аллергены для диагностики и лечения, разводящая жидкость для аллергенов, тест-контрольная жидкость, раствор гистамина (Приложение N 3 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "аллергология и иммунология", утвержденному приказом Минздрава России от 07.11.2012 г. N 606н); для оказания услуги по кардиологии отсутствуют: шкаф для белья; шкаф для лекарственных средств и препаратов; секундомер; термометр медицинский; коробки стерилизационные (биксы) разных размеров; аппарат для экспресс определения международного нормализованного отношения портативный; экспресс анализатор кардиомаркеров портативный

(Приложение N 3 к Порядку оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, утвержденному приказом Минздрава России от 15.11.2012 г. N 918н); для оказания услуги по педиатрии отсутствуют: ширма, весы (Приложение N 3 к Порядку оказания педиатрической помощи, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 г. N 366н); для оказания услуги по урологии отсутствуют: аппарат для мойки, дезинфекции и стерилизации жесткого и гибкого эндоскопического оборудования и медицинской оптики; негатоскоп (несмотря на наличие в инвентаризационной описи от 30.06.2015 3-х негатоскопов, при проведении проверки в наличии имеется 1 негатоскоп в кабинете приема врача-гастроэнтеролога); урофлоуметр с принтером (несмотря на наличие в инвентаризационной описи от 30.06.2015 урофлоуанализатора данное медицинское изделие при проведении проверки не представлено); набор инструментов для жесткой цистоскопии (несмотря на наличие в инвентаризационной описи от 30.06.2015 набора инструментов для жесткой Цистоскопии данное медицинское изделие при проведении проверки не представлено); набор инструментов для гибкой цистоскопии; источник света для эндоскопической аппаратуры с световодом; автоматическое устройство для биопсии предстательной железы (несмотря на наличие в инвентаризационной описи от 30.06.2015 многоразового пистолета для биопсии SC-Gun медицинское изделие при проведении проверки не представлено); набор уретральных бужей (мягких); набор общехирургических инструментов для выполнения неполостных операций; одноразовые стерильные наборы для троакарной цистостомии; биопсийная (пункционная) насадка для ультразвукового датчика (Приложение N 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "урология", утвержденному приказом Минздрава России от 12.11.2012 г. N 907н); для оказания услуги по эндокринологии отсутствуют: монофиламент 10г; градуированный камертон (Приложение N 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "эндокринология", утвержденному приказом Минздрава России от 12.11.2012 г. N 899н); для оказания услуги по акушерству и гинекологии отсутствуют: ростомер (несмотря на указание сведений в инвентаризационной описи от 30.06.2015 о наличии ростомеров в количестве 3-х, при проведении проверки фактически в наличии имеются 2 ростомера); пенал для переноса материала в лабораторию (Приложение N 3 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" (за исключением вспомогательных репродуктивных технологий), утвержденному Приказом Минздрава России от 01.11.2012 г. N 572н); для оказания услуги по генетике отсутствуют: ростомер, тонометр для измерения артериального давления с манжеткой для детей до года, пеленальный стол, электронные весы для детей до года, автоматизированная система диагностики синдромальных форм, термометр медицинский. В процедурной, созданной для оказания услуг по сестринскому делу и генетике, отсутствуют: тонометр для измерения артериального давления с манжеткой для детей до года, очки защитные (Приложение N 3 к Порядку оказания медицинской помощи больным с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, утвержденному приказом Минздрава России от 15.11.2012 г. N 917н).

Не представлены документы, подтверждающие наличие на законном основании следующих имеющихся на момент проверки у лицензиата медицинских изделий: пульсоксиметр Armed YX 302 (в представленной инвентаризационной описи сведения о наличии данного медицинского изделия отсутствуют); термометр медицинский (в инвентаризационной описи 2, в наличии 3).

Не представлены сведения о государственной регистрации на медицинские изделия: лупа с подсветкой 8608 W 3D, 5D, 8D (по указанному номеру регистрационного удостоверения ФС 2004/1406 изделие такой марки отсутствует); фотоприставка к кольпоскопу (по указанному номеру регистрационного удостоверения ФСЗ 2010/07706 изделие с таким наименованием отсутствует).

2) В нарушение подпункта "в" пункта 4, пункта 5 Положения о лицензирование медицинской деятельности у генерального директора ООО "МедЛаб ПСКОВ" Лукьяновой Татьяны Васильевны отсутствует дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".

3) В нарушение подпункта "д" пункта 4, пункта 5 Положения о лицензирование медицинской деятельности в ООО "МедЛаб ПСКОВ" отсутствует работник для оказания услуги по урологии; не представлены документы, подтверждающие эквивалентность документа об образовании, выданного на территории иностранного государства, врача-гастроэнтеролога Черчинян А.С; не представлен сертификат специалиста врача-акушера-гинеколога Шульдешовой Е.В.

4) В нарушение подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензирование медицинской деятельности отсутствует часть необходимых медицинских изделий для осуществления имеющихся в лицензии услуг по аллергологии и иммунологии, по кардиологии, по педиатрии, по терапии, по урологии, по эндокринологии, по акушерству и гинекологии, по генетике; для оказания услуги по урологии отсутствует врач-уролог, с которым заключен трудовой договор (Приложение N 1 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "урология", утвержденному приказом Минздрава России от 12 ноября 2012 г. N 907н).

5) В нарушение подпункта "в (1)" пункта 5 Положения о лицензирование медицинской деятельности при отсутствии журнала учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, обнаружен флакон 95% раствора спирта этилового в аптечке для профилактики парентеральных инфекций (Приложения N 3 к Правилам регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета - Операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденным приказом Минздрава России от 17.06.2013 г. N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращениями лекарственных средств для медицинского применения и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения").

Суд находит требование Комитета о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

В приложении к Положению о лицензировании установлен Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Лицензионные требования и условия, которые предъявляются к соискателю лицензии на осуществлении медицинской деятельности и лицензиату при осуществлении медицинской деятельности, определены в пунктах 4 и 5 Положения о лицензировании.

В соответствии с подпунктами "б", "в", "д" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями являются: наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье"; наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

Согласно подпунктам "а", "в(1)" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.

Согласно пункту 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Материалами дела, в т.ч.: протоколом от 17.07.2015 N 12 (л.д. 11-18), копией акта проверки от 17.07.2015 N А-СП-01-028/15 (л.д. 27-34), подтверждается факт несоблюдения ответчиком требований подпунктов "б", "в", "д" пункта 4, подпунктов "а", "в(1)" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение

административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Суд не принимает довод заявителя о том, что выявленные нарушения не могут квалифицироваться как грубые, поскольку не повлекли за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан. Применительно к обстоятельствам настоящего дела объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в самом факте нарушения обществом лицензионных требований, влекущего наступление угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, что не требует установления конкретных случаев непосредственного причинения вреда гражданам.

Суд не находит оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания вмененного административного правонарушения малозначительным.

Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

В данном случае какие-либо исключительные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства, а также о принятии последним всех зависящих от него мер по недопущению совершенного правонарушения, судом не установлены.

Вместе с тем, принимая во внимание, что ответчик ранее к административной ответственности не привлекался, а также предпринял меры для устранения выявленных нарушений, суд считает возможным ограничиться минимальным наказанием, предусмотренным санкцией вышеуказанной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде штрафа в размере 40000 руб.

Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается на основании пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Общество с ограниченной ответственностью "МедЛаб ПСКОВ" на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечь к административной ответственности и назначить наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб., подлежащего перечислению по следующим реквизитам: получатель - УФК по Псковской области г. Пскова (Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации, л/с 04572000500), ИНН 6027087867, КПП 602701001, ОКПО 74318367, ОКТМО 58701000001, БИК 045805001, расчетный счет 40101810400001010002 в отделении Псков г. Псков, КБК 83911690040040000140, ОКАТО 58701000, наименование платежа - административный штраф.

При отсутствии от общества с ограниченной ответственностью "МедЛаб ПСКОВ" документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со

дня вступления настоящего решения в законную силу, решение направить в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов для принудительного исполнения.

На решение в течение десяти дней после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья

О.А.ЛЕДНЕВА