В удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Калининградской области о привлечении ООО "Быстрая помощь" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 октября 2015 г. по делу N А21-5780/2015

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2015 года. Решение изготовлено в полном объеме 26 октября 2015 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе: судьи С.Н. Сычевской при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зеленовой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Калининградской области о привлечении к административной ответственности ООО "Быстрая помощь" (ИНН 3906211334, ОГРН 1093925029219) к административной ответственности по части 4 ст. 14.1 КоАП РФ, 

при участии в заседании: от заявителя - не явился, извещен, от заинтересованного лица - Попов А.А. по доверенности, паспорт,

установил:

Министерство здравоохранения Калининградской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Быстрая помощь" (далее - ООО "Быстрая помощь", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направил, дело рассмотрено в его отсутствие, в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании, назначенном на 12 октября 2015 года, объявлялся перерыв до 19 октября 2015 года, о чем было вынесено протокольное определение. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя общества.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований заявителя.

Исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судом установлено следующее.

23 июля 2015 года Министерством здравоохранения Калининградской области проведена внеплановая документарная проверка сооблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Быстрая помощь" (далее по тексту Общество) лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

Проверка проведена в связи с поступлением жалобы гр. Гиндуллиной В.Н., поступившей в адрес Министерства здравоохранения Калининградской области. Проверка проведена по адресу: г. Калининград, Московский проспект, д. 95, каб. 326.

В ходе проверки установлено: Фельдшерами бригад скорой медицинской помощи Общества Кульчу А.Д. и Грибулиным Е.В. 30 января и 31 января 2015 г. была оказана медицинская помощь Поповой Анне Филипповне, 1932 г.р., по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Шоссейный, ул. Заводская, д. 7.

30 января фельдшером Кульчу А.Д. поставлен диагноз: ЦВЗ (цереброваскулярное заболевание), атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь 3 ст., НКО. АД при первичном осмотре 220/100 мм рт. ст., после оказания помощи - 180/80 мм рт. ст. Рекомендовано обращение к участковому врачу.

31 января фельдшером Грибулиным Е.В. поставлен диагноз: ЦВЗ, атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь 3 ст., НКО. АД при первичном осмотре 210/110 мм рт. ст., после оказания помощи - 160/90 мм рт. ст. Настоятельно рекомендовано обращение к участковому врачу.

4 февраля больная (при самостоятельном обращении) была госпитализирована в государственное учреждение здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница", поставлен диагноз: острый инфаркт миокарда от 29 января 2015 г. Консультирована в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Областная клиническая больница Калининградской области". 7 февраля больная умерла.

В результате проверки выявлены нарушения Обществом подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291, а именно: при оказании медицинской помощи Поповой А.Ф. фельдшерами Общества нарушен п. 3 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утв. приказом Минздрава РФ от 20.06.2013 г. N 388н - в нарушение стандарта скорой медицинской помощи при болезнях, характеризующихся повышенным кровяным давлением, утв. приказом Минздрава РФ от 24.12.2012 г. N 1513н, не выполнена электрокардиограмма.

Кроме того, в нарушение п. 55 главы 8 Постановления Правительства Калининградской области от 22.12.2014 г. N 872 "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного

оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" время прибытия бригады скорой медицинской помощи превысило норматив времени, установленный для данной административной территории (не более 20 минут), - 30 января 33 минуты, 31 января 41 минута.

По результатам проверки заместителем начальника отдела лицензирования Департамента лицензирования и контроля качества медицинской помощи Министерства здравоохранения Калининградской области И.Н. Поваренковой в отношении общества с ограниченной ответственностью "Быстрая помощь" 23 июля 2015 года составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по своему внутреннему убеждению относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, считает заявление службы, не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Общество с ограниченной ответственностью "Быстрая помощь" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

Согласно пункту 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, одним из лицензионных требованиях, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является, в том числе:

- соблюдение порядков оказания медицинской помощи.

Согласно ст. 37 Федерального закона РФ от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

1) этапы оказания медицинской помощи;

2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Приказом Минздрава РФ от 20.06.2013 г. N 388н утвержден Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, который устанавливает правила оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи на территории Российской Федерации.

Согласно п. 3 Порядка скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Сотрудники Министерства установили в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Вместе с тем, суд отмечает что, согласно статье 1.6 КоАП Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В части 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и с учетом того, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что фактические обстоятельства административного правонарушения установлены 23.07.2015 года и зафиксированы в акте проверки от 23.07.2015 года N 223/15, а также повторно зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 23 июля 2015 года.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (при длящемся правонарушении - за днем обнаружения правонарушения).

В рассматриваемом случае трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, начинал течь с 23.07.2015 и истекает 23.10.2015.

Материалами дела подтверждается, что фактически правонарушение обнаружено 23 июля 2015 года, протокол об административном правонарушении составлен 23.07.2015 года, заявление о привлечении к административной ответственности поступило в суд 28 июля 2015 года. Таким образом, настоящее дело рассматривается по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности.

В силу статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства, как истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (пункт 6).

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

Согласно части 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Одним из принципов арбитражного процесса является состязательность, которая выражается в том, что каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Калининградской области о привлечении ООО "Быстрая помощь" (236029, г. Калининград, ул. Земельная, 8-2; ОГРН 1093925029219; ИНН 3906211334) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

С.Н.СЫЧЕВСКАЯ