В удовлетворении заявления Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области к Обществу с ограниченной
ответственностью "Первая Самарская Частная клиника" для привлечения ООО "Первой Самарской частной клиники" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ отказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 2015 г. по делу N А55-20294/2015
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Якимовой О.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бадрутдиновой Л.Т. рассмотрев в судебном заседании 26 октября 2015 года дело по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Первая Самарская Частная клиника" О привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ при участии в заседании от заявителя - Рамазанова Э.М., представитель по доверенности от 16.07.2015, от лица, привлекаемого к административной ответственности - Колотало З.Н., представитель по доверенности от 11.09.2015,
установил:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Первая Самарская Частная клиника" по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, возражает против удовлетворения заявления.
Изучив материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
При рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности, в соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ, арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела, Территориальный орган Росздравнадзора по Самарской области является федеральным органом исполнительной власти и в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения", утвержденным Приказом Минздрава России от 13.12.2012 N 1040н, осуществляет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.
ООО "Первая Самарская частная клиника", являющееся юридическим лицом и осуществляющее предпринимательскую деятельность, имеет лицензию N ЛО-63-01-
001068 от 21.12.2010 г., выданную Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области на осуществление медицинской деятельности.
Лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности определены соответствующим Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" С 03.08.2015 по 10.08.2015 г. на основании Приказа и.о. руководителя территориального органа Росздравнадзора по Самарской области от 29.07.2015 г. N 120-У была проведена плановая выездная проверка ООО "Первая Самарская частная клиника" по оценке соответствия деятельности установленным законодательством РФ требованиям к соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья, порядкам оказания медицинской помощи, порядку проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, по месту осуществления деятельности: г. Самара, ул. Ярмарочная, д. 16.
В ходе проверки Общества по вышеуказанному адресу были выявлены нарушения требований Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.05.2015), Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 15.04.2013), не предусмотрены лицензиатом соответствующие помещения для выполнения лицензируемого вида деятельности, являющиеся грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, соблюдение которых обязательны при осуществлении медицинской деятельности (п. 4 подп. "а", п. 5 подп. "а" Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, а именно, в период проведения выездной проверки с 03.08.2015 по 10.08.2015 г. установлено:
Медицинская организация ООО "Первая Самарская частная клиника" оказывает медицинскую помощь по профилю "косметология" по адресу места осуществления деятельности: 443001, Самарская область, Ленинский район, г. Самара, ул. Ярмарочная, д. 16, 1 этаж, ком. 1, 2, 5-11, 14-42. Врачом-косметологом выполняются медицинские процедуры и манипуляции для коррекции выявленных нарушений и дефектов, что подтверждено записями в медицинской документации о состоянии пациента и динамике клинической картины. Однако, на момент проверки, в структуре косметологического кабинета не были предусмотрены манипуляционный, процедурный кабинеты и кабинет врачебного приема. В одном кабинете осуществляется врачебный прием, проводятся неинвазивные и инвазивные процедуры.
Данные нарушения зафиксированы в Акте проверки N 62-М от 10.08.2015 г. с приложением N 1 (Справка о результатах проверки).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень
лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования: "1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.05.2015) медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи.
Согласно Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291: подпункт а) пункта 5 "Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи"; подпункт а) пункта 4 "лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются: наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям"; согласно пункта 4 Приложения N 1 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "косметология", утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 N 381н: в структуре Кабинета могут быть предусмотрены: кабинет врачебного приема, манипуляционный кабинет, процедурный кабинет.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" соблюдение лицензионных требований лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" "7) лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан)".
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - "1. Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
2. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и
включает в себя: этапы оказания медицинской помощи; правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
В соответствии со ст. 79 Федерального закона N 323-ФЗ - "1. Медицинская организация обязана: 1) оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; 2) организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, ...".
В соответствии с подпунктом "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291, - "5. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;..."
В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291 - "6. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в (1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"."
Таким образом, указывает заявитель, ООО "Первая Самарская частная клиника" грубо нарушены лицензионные требования и условия, предусмотренные подп. "а" п. 4, подп. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291: у лицензиата не предусмотрены соответствующие помещения для выполнения лицензируемого вида деятельности.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области считает, то ООО "Первая Самарская частная клиника" совершено административное правонарушение, ответственность за которые предусмотрена частью 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
11.08.2015 г. по результатам проведенной проверки ведущим специалистом-экспертом отдела контроля и надзора по оказанию медицинской помощи населению Территориального органа Росздравнадзора по Самарской области Мусатовой Н.В. был составлен Протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ в отношении ООО "Первая Самарская частная клиника" в присутствии защитника по доверенности Шишкина В.В. Протокол об административном правонарушении составлен
должностным лицом Росздравнадзора в пределах полномочий, предоставленных п. 3 ст. 28.3 КоАП РФ.
Общество с ограниченной ответственностью "Первая Самарская частная клиника" не признает факт нарушения указанный в Протоколе N 72/15 АН к привлечению к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ по следующим основаниям:
ООО "Первая Самарская частная клиника" осуществляет медицинскую деятельность с 10.05.1993 г. В течение периода с 10.05.1993 г. и по 11.08.2015 г. медицинское учреждение не привлекалось к административной ответственности за несоблюдение лицензионных требований.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2014 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" в ООО "Первой Самарской частной клинике" соблюдаются лицензионные требования при осуществлении лицензируемого вида деятельности. В частности в здании Клиники принадлежащею на праве собственности (Свидетельство о государственной регистрации нрава 63-АН 377102 от 05 января 201 йода), в структуре кабинета косметологии, изначально, услуги оказываются в трех кабинетах: кабинет N 16 - прием врача, кабинет N 1 7-процедурный, кабинет N 18 - манипуляционный.
На момент проверки 03.08.2015 г. услуги косметолога были предусмотрены в 2-х кабинетах: в процедурном и манипуляционном. Кабинет приема врача был закрыт на проведение текущего ремонта с 01.07.2015 г. по 07.08.2015 г. Что в свою очередь не противоречит нормам и требованиям законодательства РФ. А Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности. Одним из лицензионных требований является наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, которые в свою очередь должны соответствовать санитарным требованиям установленным Постановлением Главного государственною санитарного врача от 18 мая 2010 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" В СанПиН 2.1.3.2630-10 п. 10.19.1 указано: Оказание медицинской помощи по косметологии терапевтической без нарушения целостности кожных покровов, в том числе с применением физиотерапевтических методов лечения проводится в кабинете врача косметолога. В случае применения инъекционных методов лечения предусматривается и процедурный кабинет. В данном случае в кабинете манипуляций предназначенного для физиотерапевтических процедур, врач косметолог соответственно, может осуществлять и прием.
В свою очередь в Приказе N 381п от 18 апреля 2012 г. "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению но профилю "косметология" в п. 4 указано "В структуре кабинета могут быть предусмотрены: кабинет врачебного приема, манипуляционный, процедурный, но не указано "обязаны быть".
Не был учтен и тот факт, что врачебный прием врачом-косметологом не осуществлялся с 03.08.2015 г. по 08.08.2015 г. в связи предоставленным отпуском.
03.08.2015 г. манипуляционный кабинет не был представлен комиссии по причине произошедшей аварии в системе теплоснабжения, прорывом трубопровода с последующим затоплением выше указанного кабинета. 07.08.2015 г. авария была устранена, кабинет был приведен в соответствие с нормами и требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10, о чем было доведено до сведения комиссии. На период 07.08.2015 г. в ходе проверки, в структуре кабинета косметологии были открыты три вышеуказанных кабинета.
В материалы дела лицом, привлекаемым к административной ответственности, представлены следующие документы в обоснование своей позиции: технический паспорт нежилого помещения, из которого следует, что присутствует кабинет приема врача косметолога, процедурный кабинет и манипуляционный кабинет с 18.06.2015. Также наличие трех кабинетов подтверждается представленными фотографиями о наличии кабинета N 18 манипуляционного, кабинета N 17 процедурного, кабинета N 16 приема врача. Из письма лица, привлекаемого к административной ответственности, N 92/15 от 26.08.2015 следует, что в структуре кабинета косметологии на момент проверки были предусмотрены два кабинета, процедурный и манипуляционный. Кабинет приема был закрыт на ремонт. 03.08.2015 в день прихода комиссии врач косметолог не производила прием в связи с отпуском. Кабинет в данный день не был представлен комиссии по причине произошедшей аварии в системе теплоснабжения. 07.08.2015 авария была устранена, кабинет был приведен в соответствие с нормами и требованиями СанПиН, о чем было доведено до сведения комиссии. На период 07.08.2015 в ходе проверки, в структуре кабинета косметологии услуги предоставлялись в трех кабинетах: кабинет N 16 - прием врача, кабинет N 17 - процедурный, кабинет N 18 - манипуляционный. Также предоставлен приказ от 03.01.2009 года "О порядке формирования врачебных кабинетов" из которого следует, что косметолог принимает в кабинете N 16, кабинет N 17 процедурный, N 18 кабинет манипуляционный.
Также судом принимается, довод заявителя, о том, что невозможно оборудовать кабинет косметологии за три - четыре дня, поскольку необходимо приобретение дорогостоящего оборудования и необходим ремонт помещения, из чего следует, что на момент проверки все три указанных кабинета имели места быть.
Исходя из изложенного, правовые основания для удовлетворения заявленных требований и привлечения ООО "Первой Самарской частной клиники" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ у суда отсутствуют.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
О.Н.ЯКИМОВА