Общество с ограниченной ответственностью "Медикор" 11.12.2015 года привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде предупреждения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 декабря 2015 г. по делу N А50-25415/2015

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2015 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Мещеряковой Т.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коноваловой К.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Пермского края (ОГРН 1065902004629, ИНН 5902293308) к обществу с ограниченной ответственностью "Медикор" (ООО "Медикор", ОГРН 1085907001091; ИНН 5907037107) о привлечении к административной ответственности, при участии: от заявителя - Министерства здравоохранения Пермского края: не явились; от ответчика - ООО "Медикор": не явились,

установил:

Министерство здравоохранения Пермского края (далее - Министерство, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Медикор" (далее - ООО "Медикор", общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований Министерство указывает, что общество осуществляет лицензируемую медицинскую деятельность с грубым нарушением лицензионных требований.

Обществом направлен письменный отзыв на заявление о привлечении к административной ответственности. ООО "Медикор", не оспаривая факт выявленного административным органом нарушения, указывает, что данное нарушение не относится к грубым, поскольку не повлекло наступление неблагоприятных последствий, предусмотренных ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.

Определением суда от 08.12.2015 произведена замена судьи Плаховой Т.Ю. на судью Мещерякову Т.И. по основаниям, предусмотренным ч.ч. 3, 4 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства участие своих представителей не обеспечили.

В судебном заседании 08.12.2015 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 10.12.2015 10 час. 15 мин.

После перерыва судебное заседание продолжено 10.12.2015, в 10 час.15 мин., в том же составе суда.

В порядке ч. 3 ст. 205 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

Исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы заявления и отзыва на него, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ООО "Медикор" имеет лицензию N ЛО-59-01-002478 от 16.05.2014 на право осуществления медицинской деятельности по адресу: 614030,Пермский край, г. Пермь, ул. Гайвинская, 6.

Согласно лицензии N ЛО-59-01-002478 от 16.05.2014 по указанному адресу общество вправе организовать и выполнять следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: медицинскому массажу, сестринскому делу, физиотерапии; при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: педиатрии, терапии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), дерматовенерологии, кардиологии, неврологии, оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации), офтальмологии, рефлексотерапии, ультразвуковой диагностике, урологии, функциональной диагностике, эндокринологии. При проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым); при проведении медицинских экспертиз по: экспертизе качества медицинской помощи, экспертизе временной нетрудоспособности (л.д. 23-25).

В период с 12.10.2015 по 26.10.2015 должностными лицами Министерства на основании Приказа N 895-л от 09.10.2015 (л.д. 12-14) проведена внеплановая документарная проверка контроля за соблюдением лицензиатом ООО "Медикор" законодательства в сфере охраны здоровья граждан. Основанием для проведения проверки послужило обращение гражданки Корзуниной А.А., направленное из Территориального органа Росздравнадзора по Пермскому краю N СЭД-34-10-06-5858к от 05.10.2015. В ходе проверки административным органом выявлены, в том числе нарушения ООО "Медикор" подп. "б" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).

Указанные нарушения отражены в акте проверки N 25 от 26.10.2015 (л.д. 9-11).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.

На основании результатов проверки 26.10.2015 должностным лицом Министерства составлен протокол N 70 об административном правонарушении в отношении ООО "Медикор" (л.д. 6-8).

При составлении протокола присутствовал директор общества Обухов А.С., ознакомленный с процессуальными правами, содержанием протокола и получивший его копию, о чем свидетельствуют подписи в соответствующих разделах.

Полномочия должностного лица Министерства по составлению протокола об административном правонарушении (в частности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ) предусмотрены частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ, а также приказом Министерства от 17.12.2012 N СЭД-34-01-06-681 "О перечне должностных лиц, уполномоченных на составление протокола об административном правонарушении".

Полагая, что обществом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, Министерство здравоохранения Пермского края в соответствии с ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.

Частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Закон о лицензировании медицинская деятельность отнесена к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Частью 1 ст. 8 Закона о лицензировании определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства (ч. 11 ст. 19 Закона о лицензировании).

Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).

Лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, определены в п. 4 и п. 5 данного Положения.

Согласно п. 6 Положения о лицензировании под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и подп. "а", "б" и "в (1)" п. 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Закона о лицензировании.

В соответствии с подп. "б" п. 5 Положения о лицензировании лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Согласно ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ под качеством медицинской помощи следует понимать совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Согласно п. 1, 4 ч. 2 ст. 87 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации, и создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании услуг.

При проведении проверки Министерством установлено, что обществом не оформлен должным образом и не подписан бланк добровольного информированного согласия пациентки Корзуниной А.А. на медицинское вмешательство (проведение ультразвукового исследование), что по мнению административного органа является нарушением п. п. "б" п. 5 Положения о лицензировании.

Из анализа приведенных выше норм не усматривается, что выявленное административным органом нарушение относится к нарушению порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинское деятельности. Само по себе осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией (факт нарушения обществом не оспаривается), не является доказательством наличия реальной угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан.

На наступление последствий, указанных в части 11 статьи 19 Закона о лицензировании, Министерство не ссылается. Доказательств наступления таких последствий в деле не имеется.

На основании вышеизложенного суд полагает, что выявленное нарушение лицензионных требований не может быть отнесено к грубому нарушению, предусмотренному подп. "б" п. 5 Положения о лицензировании.

Иного, административный орган в нарушение ч. 5 ст. 205 АПК РФ не представил.

В то же время, судом установлено, что в силу подп. "в" п. 5 Положения о лицензировании лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Пунктом 7 статьи 20 указанного Федерального закона предусмотрено, что информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

Согласно пунктам 4, 16, 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила предоставления платных медицинских услуг), требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.

В силу пункта 28 вышеуказанных Правил платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Согласно пункту 30 Правил предоставления платных медицинских услуг исполнитель обязан при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.

В ходе проведения проверки ООО "Медикор" не были представлены доказательства, свидетельствующие об информированном добровольном согласии пациента на оказание платной медицинской услуги, что свидетельствует о несоблюдении обществом Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006, что по мнению суда образует в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Указанные нарушения требований подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.

В силу п. 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС N 10) в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Поскольку заявление административного органа, содержащее данные, указывающие на событие административного правонарушения, и представленные доказательства являются достаточными для определения иной квалификации правонарушения, суд считает необходимым переквалифицировать действия ООО "Медикор" с ч. 4 ст. 14.1 на ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были своевременно приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Общество имело возможность выполнить условия лицензии, обеспечить соблюдение требований перечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; не обеспечен контроль за соблюдением требований законодательства о лицензировании.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что вина общества выразилась в том, что, получив лицензию на осуществление медицинской деятельности, лицензиат принял на себя обязательства по соблюдению требований такой деятельности. Доказательства принятия ООО "Медикор" всех необходимых мер, направленных на соблюдение лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, а также доказательства объективной невозможности исполнения действующего законодательства Обществом не представлены.

Таким образом, административным органом доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Часть 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает меру административного наказания за совершение правонарушения, в том числе в виде предупреждения.

В соответствии с положениями ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия.

Поскольку ранее ООО "Медикор" к административной ответственности не привлекалось, с учетом характера допущенного нарушения, суд считает возможным применить меру административного наказания в виде предупреждения.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ по данному делу на момент рассмотрения дела не истек.

Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, а также нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 18 Постановления Пленума ВАС N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, учреждению или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

С учетом вышеизложенных положений, представленных в материалы дела доказательств суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

Соответствующие доводы общества подлежат отклонению.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Медикор" (ОГРН 1085907001091; ИНН 5907037107, зарегистрировано 07.05.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Пермскому краю, адрес (место нахождения):Пермский край, г. Пермь, ул. Гайвинская, 6) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья

Т.И.МЕЩЕРЯКОВА