В удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Челябинской области о привлечении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 марта 2016 г. по делу N А76-2253/2016

Резолютивная часть решения объявлена: 14 марта 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено: 16 марта 2016 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Котляров Н.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Додиной И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Челябинской области о привлечении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ри участии в судебном заседании представителей: т заявителя: Орешко В.Л., действующая по доверенности; т заинтересованного лица: Номеровская Т.А., главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер".

установил:

Министерство здравоохранения Челябинской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" (далее - заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований Министерство здравоохранения Челябинской области указало, что ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" осуществляет медицинскую деятельность без специального разрешения (лицензии) по следующим видам работ (услуг): кардиология, оториноларингология, офтальмология, травматология-ортопедия, медицинская статистика в рамках оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. По мнению заявителя, ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" представило в материалы дела письменный письменные возражения на заявление от 10.03.2016 (л.д. 75). Заинтересованное лицо указало, что ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" не осуществляет предпринимательскую деятельность.

Учреждение отмечает, что в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.08.2010 N 613-н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий", обязательным при проведении углубленного медицинского осмотра лиц, занимающихся спортом, является прохождение врачей-специалистов: кардиолога, невролога, офтальмолога, оториноларинголога, травматолога-ортопеда и врача клинической лаборатории (включая услуги лаборатории). В штатном расписании ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" есть вышеперечисленные должности, но отсутствуют необходимые площади для работы специалистов. Поэтому они являются внешними совместителями ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер", фактически же работают и ведут прием в ГБУЗ "Челябинская Областная клиническая больница", имеющем соответствующую лицензию.

Письменные обращения ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" в Министерство здравоохранения Челябинской области оставлены без ответа, вопрос о выделении необходимого дополнительного финансирования для заключения договоров на оказание услуг сторонними организациями до настоящего времени не решен.

В связи с изложенным, в 2014-2015 гг. заключались договоры с ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" (на оказание услуг лаборатории), в 2015 г. с ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" - договор на оказание услуг следующими специалистами: кардиолог, оториноларинголог, офтальмолог, травматолог-ортопед, невролог. Договоры были заключены в части выделенных Министерством здравоохранения Челябинской области ассигнований. Увольнение "узких" специалистов из штата диспансера приведет к невыполнению порядков оказания медицинской помощи, утвержденных приказом N 613н от 09.08.2010, невыполнению государственного задания и срыву спортивных соревнований, в том числе и международного уровня.

Также заинтересованное лицо отмечает, что ранее ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" нарушений действующего законодательства не допускало, к административной ответственности не привлекалось, финансирование осуществляется за счет средств бюджета области. Каких-либо вредных, негативных последствий для граждан, общества, государства в данном случае нет и быть не может. В связи с чем, просит применить норму ст. 2.9 КоАП РФ.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле исследовав письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" зарегистрировано в качестве юридического лица 08.08.2001 Инспекцией МНС России по Центральному району г. Челябинска, ОГРН 1027403883495.

На основании приказа Министерства здравоохранения Челябинской области от 18.01.2016 N 52 (л.д. 9) проведена плановая выездная проверка с целью определения соответствия лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") в соответствии с лицензией N ФС-74-01-001707, выданной Управлением Росздравнадзора по Челябинской области 31.01.2012 (л.д. 21), на основании утвержденного ежегодного плана Министерства здравоохранения Челябинской области проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 г. в отношении ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер", по адресу места осуществления медицинской деятельности: 454076, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Воровского, 70, строение 1.

В ходе проверочных мероприятий установлено, что ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" осуществляет медицинскую деятельность без специального разрешения (лицензии) по следующим видам работ (услуг): кардиология, оториноларингология, офтальмология, травматология-ортопедия, медицинская статистика в рамках оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (нарушение пп. 46) п. 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

В ходе проверки главным врачом ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" Номеровской Т.А. представлены: табели учета использования рабочего времени и подсчета заработка за ноябрь - декабрь 2015 г. (л.д. 26-31); штатное расписание, утвержденное на 01.01.2015 (л.д. 23); трудовые договоры с сотрудниками (Крутикова А.В., Попова И.И., Соболева М.Д., Чудиновский В.И, Прилепо И.А.), копии документов, подтверждающих профессиональную подготовку данных специалистов (л.д. 32-68).

При анализе указанных документов, административным органом выявлено:

1) нарушение п. 5, пп. д) п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16,04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"): осуществление работ (услуг) по лечебной физкультуре и спортивной медицине Давлятшиной А.Г., не имеющей высшего медицинского образования и сертификата специалиста по данной специальности.

2) Нарушение п. 5, пп. е) п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), а именно: отсутствие заключивших с лицензиатом трудовые договора работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности. Руководителем ГБУЗ "ЧОВФД" представлен договор с ГУП ЧО "Медтехника" на осуществление услуг, в том числе по настройке, ремонту средств измерений и изделий медицинской техники со сроком действия до 31.12.2015.

Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 27.01.2016 (л.д. 12).

Копия акта проверки 27.01.2016 вручена главному врачу ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" Номеровской Т.А., что подтверждается ее подписью в указанном документе.

Заявителем 27.01.2016 вынесено предписание ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" привести в соответствие номенклатуру работ (услуг) в лицензии на осуществление медицинской деятельности характеру и виду осуществляемых в медицинской организации ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" работ (услуг) в установленном законодательством порядке - в срок до 27.04.2016; обеспечить соответствие профессиональной подготовки сотрудников ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" характеру выполняемых работ (услуг) и занимаемой должности специалистов - в срок до 27.04.2016; заключить договор на техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности - в срок до 27.02.2016 (л.д. 15).

Рассмотрев материалы проверки, Консультант отдела лицензирования медицинской деятельности управления лицензирования Министерства здравоохранения Челябинской области Цветова И.П., усмотрев в действиях ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" наличие признаков совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, составила протокол об административном правонарушении от 27.01.2016 (л.д. 6).

Считая установленным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, Министерство здравоохранения Челябинской области обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" к административной ответственности.

Заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 2 статьей 14.1 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензией), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

На основании п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности установлен в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

Согласно п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2013 N 121н "Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях" утверждены требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Осуществление ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Факт осуществления ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" медицинской деятельности, которая в соответствии с действующим законодательством подлежит обязательному лицензированию, без специального разрешения (лицензии), судом установлен, подтверждается материалами дела, и медицинским учреждением не оспорен.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

При исследовании судом вопроса соблюдения административным органом процедуры и порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности, процессуальных нарушений судом не установлено. Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на дату рассмотрения дела судом, не истек.

При этом суд принимает во внимание, что ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" ранее не привлекалось к административной ответственности (обратного материалы дела не содержат).

Суд, проанализировав фактические обстоятельства дела и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что в данном случае возможно применения положения статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу пункта 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

В настоящем случае обстоятельства совершения и характер рассматриваемого правонарушения, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, позволяют квалифицировать правонарушение как малозначительное.

При наличии признаков состава правонарушения данное конкретное деяние не повлекло негативных последствий, в связи с чем, в целях предупреждения совершения новых правонарушений (ст. 3.1. КоАП РФ), суд считает достаточным вынесения устного замечания.

Несмотря на то, что при применении статьи 2.9 КоАП РФ нарушитель освобождается от административной ответственности, к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь. Тем самым, достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности.

Учитывая изложенное, суд считает, что в удовлетворении требования заявителя о привлечении ГБУЗ "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ следует отказать, ограничиться устным замечанием.

Руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Челябинской области о привлечении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

Н.Е.КОТЛЯРОВ