Общество с ограниченной ответственностью "Сфера" 08.04.2016 года привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде предупреждения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 апреля 2016 г. по делу N А46-1347/2016

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства по заявлению Министерства здравоохранения Омской области (ИНН 5503079310, ОГРН 1045504007493) к обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" (ИНН 5506207640, ОГРН 1095543002444) о привлечении к административной ответственности, без вызова сторон,

установил:

Министерство здравоохранения Омской области (далее также заявитель, Министерство, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области к обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" (далее - Общество, заинтересованное лицо, ООО "Сфера") с заявлением о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, на основании протокола об административном правонарушении от 28.01.2016.

Рассмотрев материалы дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

На основании распоряжения должностного лица заявителя в отношении Общества проведена плановая выездная проверка.

Установлено, что ООО "Сфера" по адресу: 644020, г. Омск, ул. Серова, д. 19/1 осуществляет предпринимательскую медицинскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В нарушение требований пп. "б" п. 4 Положении о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранении, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности): использовавшиеся для определения массы тела пациентов в ООО "Сфера" электронные напольные весы Supra BSS-4080 (серийный BSS408001315. производства "Supra Technologies Limited". КНР) по сведениям, полученным из Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (http://www.roszdravnadzor.ru/services/misearch) не являются изделием медицинской техники зарегистрированным в установленном порядке и согласно руководству по эксплуатации не предназначены для использования в коммерческих целях (предназначены для домашнего использования).

В нарушение требований пп. "и" п. 4 Положении о лицензировании медицинской деятельности, статьи 90 Федеральною закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на момент проведения выездной проверки документы, регламентирующие порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ООО "Сфера" не представлены (отсутствовали).

В нарушение требований пп. "в" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности:

3.1. добровольные информированные согласия пациентов ООО "Сфера" на медицинское вмешательство не представлены (отсутствовали), что является нарушением требований части 1, части 7 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказа Министерства и социального развития Российской Федерации от 23.04.2012 N 390н, п. 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг";

3.2. договоры на оказание пациентам ООО "Сфера" медицинских услуг не представлены (отсутствовали), что является нарушение требований п. 16. п. 18 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг";

3.3. на информационном стенде ООО "Сфера", а также на сайге вышеуказанной медицинской организации в сети "Интернет" (http://pohudei55.ru/) отсутствовала информация об: адресе места нахождения и телефоне лицензирующего органа, выдавшего ООО "Сфера" лицензию на медицинскую деятельность; перечне платных медицинских услуг с указанием цен в рублях; порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам; сведениях о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; адресах и телефонах органа исполни тельной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, что является нарушением требований пи. "в", "г", "д", "е". "з" п. 11 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 0037/01-16 от 28.01.2016.

24.12.2015 административным органом в отношении ООО "Сфера" был составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку в соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 названного Кодекса, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. Следовательно, она возлагается, на административный орган, составивший протокол об административном правонарушении.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") относится к видам деятельности, на которые требуются лицензии.

В п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности перечислены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке (подп. "б"), наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подп. "и").

Пунктом 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности установлены лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности.

Согласно подпункту "в" пункта 5 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности является несоблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента (часть 7 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно пункту 28 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006, платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1177н утвержден Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства.

Настоящим приказом также утверждена форма информированного добровольного согласия на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи.

Условия и требования, предъявляемые к осуществлению медицинской деятельности, изложены также в Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. Согласно п. 16 указанных Правил договор платных медицинских услуг заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме. Пунктом 18 Правил предусмотрено, что в случае, если договор на оказание платных медицинских услуг заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах.

Пункт 11 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг предусматривает, что исполнитель (медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям) обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую, в том числе, следующие сведения: перечне платных медицинских услуг с указанием цен в рублях; порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам; сведениях о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; адресах и телефонах органа исполни тельной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 названного кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 кодекса юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина Общества в совершении правонарушении подтверждается материалами дела, поскольку у заинтересованного лица имелась возможность обеспечить соблюдение лицензионных требований и условий, но не были своевременно приняты для этого все зависящие от него меры. Доказательств отсутствия объективной возможности соблюдать лицензионные требования и условия заинтересованное лицо не представило.

При этом стоит отметить, что согласно части 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Возражения относительно доводов административного органа Обществом в материалы дела не представлены, в связи с чем, с учетом положений статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлекаемое лицо несет риск наступления последствий несовершения процессуальных действий Согласно пункту 1 части 1 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания в виде предупреждения.

В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 части 1 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, мера административного наказания в виде предупреждения распространяется и на юридических лиц.

Согласно статье 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Мера любой юридической ответственности выражается санкцией, являющейся по своей природе нормативным определением меры государственного принуждения, применяемой в случае правонарушения и содержащей его итоговую правовую оценку. В свою очередь, административная ответственность выражается в наступлении для правонарушителя таких отрицательных последствий (в виде административных санкций), характер и содержание которых предопределяются конкретными целями административного принуждения.

Предупреждение в перечне административных наказаний является наиболее ограниченным видом административного вмешательства в правовой статус лица.

По сравнению с другими административными наказаниями карательное воздействие в предупреждении минимально, и оно в большей мере носит воспитательно-превентивный характер, поскольку его вынесение является по преимуществу профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенных им норм закона, способствовать выполнению им правовых обязанностей.

В силу с части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При определении наказания суд принимает во внимание, что заинтересованное лицо ранее к административной ответственности не привлекалось, в связи с чем полагает возможным назначить наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявленные Министерством здравоохранения Омской области требования удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Сфера" (юридический адрес: г. Омск, ул. Б. Хмельницкого, д. 184, ИНН 5506207640, ОГРН 1095543002444, зарегистрировано в качестве юридического лица 02.02.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42)) в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Судья

С.В.ЯРКОВОЙ