Общество с ограниченной ответственностью "Надежда" 25.04.2016 года привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде предупреждения; привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2016 г. по делу N А73-3597/2016

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак, при ведении протокола судебного заседания секретарем В.В. Малеваной, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлениям Министерства здравоохранения Хабаровского края о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Надежда" к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ, при участии в судебном заседании представителей: от заявителя - Даниловой Л.И., действующей по доверенности N 03.03-07-24624 от 29.12.2015 г.; от лица, привлекаемого к ответственности - не явился.

Сущность дела: Министерство здравоохранения Хабаровского края (далее - заявитель, министерство, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Надежда" (далее - ООО "Надежда", общество, лицензиат) к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В предварительном судебном заседании представитель министерства на заявленных требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении о привлечении общества к административной ответственности.

Общество, извещенное о времени и месте предварительного судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку своего представителя в суд не обеспечило, отзыв на заявление и возражений против проведения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела в первой инстанции в одном судебном заседании не представило.

Учитывая отсутствие возражений со стороны участвующих в деле лиц, на основании абзаца 2 пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 года N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании.

В судебном заседании представитель министерства поддержала заявленные требования.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности.

Изучив материалы дела, суд

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Надежда", расположенное по адресу: 680001, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Строительная, д. 1, зарегистрировано 28.02.2008 г. за основным государственным регистрационным номером 1082723001855, ИНН 2723103795 и на основании лицензии от 16.07.2008 г. N ЛО-27-01-000059, выданной Министерством здравоохранения Хабаровского края, осуществляет медицинскую деятельность по адресу: 680001, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Строительная, д. 1, каб. 33,35,48.

В соответствии с лицензией N ЛО-27-01-000059, ООО "Надежда" разрешено выполнение по вышеуказанному адресу следующих работ (услуг):

1. при осуществлении доврачебной медицинской помощи по:

1.1. сестринскому делу, 1.2. стоматологии ортопедической;

2. при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе:

1. в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по:

1.1. стоматологии терапевтической.

20.02.2016 г. должностными лицами Министерства здравоохранения Хабаровского края на основании распоряжения министра здравоохранения Хабаровского края А.В. Витько от 29.01.2016 г. N 91-р проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Надежда" лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности по адресу: г. Хабаровск, ул. Строительная, д. 1.

В ходе проведения проверки административным органом выявлены нарушения лицензиатом требований пп. "а", "б", "в", "д", "и" п. 4, пп. "а", "б", "в", "в1" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании); Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006; Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2011 N 1496н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях"; СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии в медицинской организации"; Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н, приказа Минздрава России от 17.06.2013 N 378н, что выразилось в следующем.

В нарушение пп. "в" п. 5 Положения о лицензировании, Обществом не соблюдается установленный порядок предоставления платных медицинских услуг, а именно:

- в нарушение пункта 5 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила N 1006), Правила в наглядной и доступной форме не доведены исполнителем до сведения потребителя (заказчика);

- в нарушение пункта 6 Правил N 1006, не представлена информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

- в нарушении пункта 11 Правил N 1006, отсутствуют надлежаще оформленные информационные стенды со следующей информацией:

а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется);

б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

в) наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего лицензию (лицензирующего органа);

г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

- в нарушение пункта 12 Правил N 1006 кабинеты, представленные для осуществления медицинской деятельности ООО "Надежда" не обозначены для пациентов, отсутствует режим работы, предварительная запись осуществляется по телефонам (938880, 938883), номера можно взять у дежурного охранника (ООО "Надежда" располагается в здании детской поликлиники N 1 КГБУЗ "ДГБ N 9" министерства здравоохранения Хабаровского края). Сайт отсутствует;

- в нарушение пункта 3 Правил N 1006, возле кабинетов на стендах размещена информация о стоматологии Virdent с указанием номера лицензии ООО "Надежда" (ЛО-27-01-000059) и указанием на все виды стоматологических услуг: профилактика и лечение, хирургия, парадотология, все виды протезирования и детская стоматология, что не соответствует перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии ООО "Надежда" на осуществление медицинской деятельности;

- в нарушение пункта 18 Правил N 1006, не представлены договоры платных медицинских услуг, заключаемые с потребителями (пациентами, заказчиками), информированные согласия, согласия на обработку персональных данных;

- в нарушение пункта 25 Правил N 1006, обществом после исполнения договора не выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг;

- в нарушение пункта 30 Правил N 1006, общество не выполняет обязанность по соблюдению при оказании платных медицинских услуг установленных законодательством Российской Федерации требований к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления - медицинская документация не ведется.

Данные факты нарушений послужили основанием для составления административным органом в отношении ООО "Надежда" протокола по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол составлен 03.03.2016 г. в присутствии директора Общества Рыхлевича В.И.

Также в ходе проведения внеплановой проверки должностными лицами Министерства здравоохранения Хабаровского края в деятельности лицензиата выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, что выразилось в следующем.

В нарушение пп. "а" п. 4, пп. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, помещения, используемые ООО "Надежда" для оказания медицинских услуг, не соответствуют установленным требованиям, а именно: в нарушение п. 4.4 главы V Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее - СанПин 2.1.3.2630-10), в помещении N 48, в стоматологическом кабинете оборудована одна раковина, используемая для мытья рук и обработки инструментов.

В соответствии с приложением N 2 к СанПин 2.1.3.2630-10 в минимальный набор помещений для работы стоматологической медицинской организации входят: вестибюльная группа, кабинет врача-стоматолога, комната персонала, туалет, кладовая.

В соответствии с договором аренды N 9556 от 02.10.2014 помещения, сдаваемые в аренду, а именно: комнаты N 33, 35 и 48 по факту являются стоматологическими кабинетами. Договором не предусмотрено наличие вестибюльной группы, комнаты персонала, туалета и кладовой.

В нарушение пп. "и" п. 4, пп. "б" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, ООО "Надежда" на момент проверки не обеспечивается проведение надлежащего внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а именно:

- отсутствует положение о врачебной комиссии, отчеты, протоколы о работе врачебной комиссии (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии в медицинской организации");

- отсутствует порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (статья 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Кроме того, в нарушение Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (Правила N 706н), обществом не проводится анализ использования лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Так, в нарушение п. 7 раздела III Правил N 706н, на момент проверки гигрометр-психрометр ВИТ-2 (РУ-7258) располагался на тумбе, не был закреплен надлежащим образом. Учет температуры в помещении хранения лекарственных средств не велся.

Более того, на момент проверки в помещении кабинета приема стоматолога N 48 хранились лекарственные препараты с истекшим сроком годности, необходимые для оказания медицинской помощи послеоперационным больным:

- валидол 10 таб. Подъязычных по 60 мг ОАО "Фармстандарт-Лексредства" серия 910410 сроком хранения до 05.2013;

- сульфацил-натрия капли глазные 20% серия 040113, сроком годности до 01.2015;

- димедрол, р-р для в/м и в/в/ введения, ОАО "Дальхимфарм", серия 5020963, сроком годности до 03.2014;

- кордиамин в каплях для приема внутрь серия 100-511, сроком годности до 06.2015;

- гентамицин-К р-р для в/в/ и в/м/ введения, серия А486687, сроком годности до 11.2015;

- Адреналин р-р (ФГУП "Московский фармацевтический завод") серия 100-112, сроком годности до 04.2015.

В нарушение пп. "в1" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, ООО "Надежда" не соблюдаются Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (далее - ПКУ), в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н (далее - Приказ N 378н).

Так, проверкой установлено, что в столике для инструментов хранится этиловый спирт - р-р, серия 040115 ОАО "Медхимпром" в количестве 1 флакон.

Согласно Перечню лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами Приложение 1 к Порядку отпуска лекарственных средств, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785, этиловый спирт в медицинской организации подлежит предметно-количественному учету.

На момент проверки ООО "Надежда" не представлены:

- приказ о назначении лица, уполномоченного на ведение и хранение журнала учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (п. 5 приказа N 378н);

- журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения заведенный в соответствии с требованиями (Приложение N 3 к Правилам регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения).

В нарушение приложения N 2 к Приказу N 378н, журнал не сброшюрован, не пронумерован постранично, не скреплен печатью руководителя (п. 4 приложения), не указан приходный документ, его дата и номер, по которому спирт поступил в организацию (п. 5 Приложения), не проводится на последнее число каждого месяца лицом, уполномоченном на ведение и хранение журналов учета, сверка фактического наличия лекарственных средств с их остатком по журналу учета и внесение соответствующих записи в журнал учета (п. 9 Приложения).

В нарушение положений п. 5, пп. "д" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, обществом не заключаются трудовые договоры с сотрудниками.

В нарушение п. 4 Приказа Минздрава России от 03.08.2012 N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях", на зубного техника Купцова В.А. не представлен действующий сертификат специалиста. Срок окончания представленного сертификата серия ПК N 041913 от 13.07.2007 по специальности "стоматология ортопедическая", выданного Лесозаводским филиалом КЕОУ СПО "ВБМК" - 13.07.2012 г.

В нарушение требований пп. "в" п. 4, п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, у директора ООО "Надежда" отсутствует дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".

В соответствии с Приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" у руководителя медицинской организации должно быть высшее образование - специалист по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Медико-профилактическое дело" и Подготовка в нтернатуре/ординатуре/переподготовка по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".

В нарушение пп. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, Обществом не соблюдаются порядки оказания медицинской помощи.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ с 01 января 2013 года медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включают в себя:

- этапы оказания медицинской помощи;

- правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

- стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

- рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

- иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2011 N 1496н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях (далее - Порядок N 1496н). Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях медицинскими организациями, независимо от их организационно-правовой формы.

Согласно п. 13 Порядка N 1496н, медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1-14 к настоящему Порядку.

Приложением N 12 к Порядку N 1496н установлен стандарт оснащения кабинетов терапевтической стоматологии (п. 2).

Проверкой установлено, что в кабинете терапевтической стоматологии ООО "Надежда" отсутствуют:

- аквадисцилятор (медицинский) не менее одного на кабинет при отсутствии ЦСО;

- аппарат для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр) - требуемое количество 1 на кабинет;

- диатермокоагулятор стоматологический при отсутствии в МРУ и УС требуемое количество 1 на рабочее место врача;

- лупа бинокулярная - требуемое количество - не менее 1 на кабинет;

- набор инструментов для трахеотомии - требуемое количество - не менее I на поликлинику;

- негатоскоп.

Отсутствие у ООО "Надежда" оборудования и изделий медицинского назначения, необходимость наличия которых предусмотрена требованиями к оснащению, также свидетельствует о невыполнении лицензиатом требований пп. "б" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности.

Результаты проверки зафиксированы в соответствующем акте от 26.02.2016 г.

03.03.2016 г. консультантом отдела лицензирования Министерства здравоохранения Хабаровского края Даниловой Л.И. по факту выявленных нарушений в отношении ООО "Надежда", в присутствии директора Общества Рыхлевича В.И., составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ министерство здравоохранения Хабаровского края обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Надежда" к административной ответственности по частям 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителя заявителя, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Статьей 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ) определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в частности:

- лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;

- лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (далее Положение о лицензировании, Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291.

В соответствии с пунктом 3 названного Положения, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Судом по материалам дела установлено, что в ходе проведения министерством здравоохранения Хабаровского края внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения ООО "Надежда" лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности были установлены нарушения лицензиатом требований пп. "в" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291; п. п. 3, 5, 6, 11, 12, 18, 25, 30 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006.

Данные факты нарушений, зафиксированные в акте проверки от 26.02.2016 г. и в протоколе об административном правонарушении от 03.03.2016 г., нашли свое подтверждение в судебном заседании и свидетельствуют о нарушении обществом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях ООО "Надежда" признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В силу пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Судом по материалам дела установлено, что в рамках вышеуказанной проверки административным органом были выявлены нарушения требований пп. "а", "б", "в", "д", "и" п. 4, пп. "а", "б", "в1" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291; Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2011 N 1496н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях"; СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии в медицинской организации"; Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н, приказа Минздрава России от 17.06.2013 N 378н и др.

Несоблюдение лицензиатом установленных вышеуказанными нормативными актами обязательных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности представляет угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку при осуществлении медицинской деятельности речь идет о жизни и здоровье человека, что является высшей ценностью и не должно подвергаться дополнительному риску со стороны организаций, оказывающих такого рода услуги.

При изложенных выше обстоятельствах суд полагает, что нарушения обществом вышеуказанных требований законодательства, регламентирующего деятельность организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, административным органом правомерно квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, как грубые нарушения лицензионных требований и условий.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Обстоятельства совершенных Обществом административных правонарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколами об административных правонарушениях от 03.03.2016 г., актом проверки от 26.02.2016 г., фотоматериалами и другими материалами дела. Доказательств, опровергающих доводы административного органа, обществом не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 указанной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из указанной нормы Кодекса, понятие вины юридического лица означает наличие правовой обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности, неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.

Вина ООО "Надежда" выражается в осуществлении медицинской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, в непринятии всех зависящих от него мер по контролю за соблюдением требований лицензионного законодательства, чем причинен вред установленному порядку осуществления предпринимательской деятельности.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств обществом не представлено.

По имеющимся материалам дела судом не установлено обстоятельств, отягчающих ответственность юридического лица, в связи с чем, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, а также, принимая во внимание, что ранее ООО "Надежда" к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалось, суд считает возможным применить меру наказания по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения, а также назначить Обществу административное наказание по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде минимального размера штрафной санкции.

Административный штраф подлежит уплате в шестидесятидневный срок по следующим реквизитам: УФК по Хабаровскому краю (Министерство здравоохранения Хабаровского края), ИНН 2721026023, КПП 272101001, ОКТМО 08701000001, р/с 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю, БИК 040813001, КБК 01811690040040000140,.

Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 4.1, частями 3, 4 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167 - 170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Общество с ограниченной ответственностью "Надежда", расположенное по адресу: 680001, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Строительная, д. 1, зарегистрированное 28.02.2008 г. за основным государственным регистрационным номером 1082723001855, ИНН 2723103795, привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения, а также привлечь к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей в доход федерального бюджета.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья

Ж.Г.ШЕСТАК