Общество с ограниченной ответственностью "МедГрупп" 12.05.2016 года привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 мая 2016 г. по делу N А05-2388/2016

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 12 мая 2016 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тропниковой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Архангельской области (ОГРН 1022900547207; Россия, 163000, г. Архангельск, пр.Троицкий, д. 49) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "МедГрупп" (ОГРН 1122932001103; место нахождения: Россия, 164500, г. Северодвинск, Архангельская область, пр.Морской, дом 53) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле (извещены);

установил:

Министерство здравоохранения Архангельской области (далее - заявитель, административный орган, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "МедГрупп" (далее - ответчик, общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения, выразившегося в осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании в суд не направил.

Общество письменный отзыв на заявление о привлечении к административной ответственности суду не представило, законный представитель юридического лица в предварительном судебном заседании 11.04.2016 дала суду пояснения по существу выявленных нарушений, факт совершения правонарушения не отрицала, указала на то, что фактические приступила к исполнению обязанностей директора общества в ноябре 2015 года.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поводом к возбуждению заявителем дела об административном правонарушении в отношении ответчика послужили следующие обстоятельства.

Ответчик зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1122932001103.

На основании приказа министерства здравоохранения Архангельской области от 29.12.2015 N 252-рл обществу выдана лицензия N ЛО-29-01-001945 (листы дела 17-20) на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково"), в том числе по адресам: 164500, Архангельская область, г. Северодвинск, пр.Морской, д. 53 (согласно Приложению N 1 - л.д. 19); 164500, Архангельская область, г. Северодвинск, пр.Морской, д. 49 (согласно Приложению N 2 - л.д. 20).

На основании распоряжения от 30 декабря 2015 года N 424-рп (л.д. 12-16) Министерством в период с 18 января 2016 года по 12 февраля 2016 года была проведена плановая выездная проверка в отношении общества по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности по адресу: 164500, Архангельская область, г. Северодвинск, пр.Морской, д. 53.

В ходе проверки Министерством выявлено административное правонарушение в части несоблюдения подпунктов "а", "б", "в(1)" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Постановление N 291), а именно, не соблюдены требования:

1) Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы", утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 926н. При проверке стандарта оснащения кабинета врача-невролога (приложение N 5 к Порядку) в кабинете невролога (кабинет N 9) отсутствовало необходимое оборудование: камертон, набор пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора, персональный компьютер с программами когнитивной реабилитации;

Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология" утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 915н. При проверке стандарта оснащения кабинета врача-онколога (приложение N 3 к Порядку) в кабинете онколога (кабинет N 8) отсутствовало необходимое оборудование: весы для взвешивания больных, сейф для хранения документации;

Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия", утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 923н. При проверке стандарта оснащения кабинета врача-терапевта (приложение N 3 к Порядку) в кабинете онколога (кабинет N 9) отсутствовало необходимое оборудование: пульсоксиметр (оксиметр пульсовой).

Изложенное является нарушением требований подпункта "а" пункта 5 Постановления N 291;

2) подпункта "б" пункта 5 Постановления N 291.

На проверку обществом представлено Положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденное директором ООО "МедГрупп" 29.12.2015. При этом, приказ об ответственных за проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ООО "МедГрупп" на проверку не представлен.

Министерством установлено, что фактически внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в ООО "МедГрупп" не проводится.

3) подпункта "в(1)" пункта 5 Постановления N 291, поскольку журнал по обращению лекарственных средств в медицинских целях (спирт) соответствии с приказом Минздрава РФ от 17.06.2013 N 378н не ведется.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 12.02.2016 N 01-м/д-п-в-л (листы дела 21-29). С актом проверки ознакомлена и его копию получена директором общества Федоровой Ю.А.

16.02.2016 начальником отдела лицензирования в сфере здравоохранения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности управления модернизации и стратегического развития Министерства Буториной Л.Ю. в присутствии законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию 1 к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) установлено, что медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования деятельности и лицензионные требования определены Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение о лицензировании).

В соответствии с указанным Положением о лицензировании медицинской деятельности N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи; б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; в(1)) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в том числе, стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений.

В ходе проверки административным органом установлены и ответчиком не оспаривались следующие нарушения: - Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 926н, поскольку при проверке стандарта оснащения кабинета врача-невролога (приложение N 5 к Порядку) в кабинете невролога (кабинет N 9) отсутствовало необходимое оборудование: камертон, набор пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора, персональный компьютер с программами когнитивной реабилитации;

- Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 915н; так как при проверке стандарта оснащения кабинета врача-онколога (приложение N 3 к Порядку) в кабинете онколога (кабинет N 8) отсутствовало необходимое оборудование: весы для взвешивания больных, сейф для хранения документации;

- Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия", утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 923н, поскольку при проверке стандарта оснащения кабинета врача-терапевта (приложение N 3 к Порядку) в кабинете онколога (кабинет N 9) отсутствовало необходимое оборудование: пульсоксиметр (оксиметр пульсовой).

В ходе предварительного судебного заседания законный представитель юридического лица пояснила, что часть указанных нарушений уже устранена обществом, в частности, набор пахучих веществ и пульсоксиметр приобретены обществом. В подтверждение сказанного представлены платежные документы об оплате необходимого оборудования (л.д. 68-69). Кроме того, часть оборудования имелась у общества в момент проверки, но не была представлена проверяющим, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету 01.01 за 01.01.2012-18.01.2016 (л.д. 49-54).

Суд считает, что наличие части оборудования у общества само по себе не освобождает его от обязанности оснастить каждый кабинет врача необходимым для работы оборудованием. Перемещение его из одного кабинета в другой кабинет не предполагается. Нарушение обществом вышеуказанных Порядков N 926н, N 915н и N 923н суд считает доказанным.

Кроме того, обществом нарушен подпункт "б" пункта 5 Положения N 291 о лицензировании, поскольку, несмотря на наличие утвержденного директором 29.12.2015 Положения о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности проверяющим не был представлен на проверку Приказ об ответственных за проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в обществе, что подтверждается актом проверки, Протоколом об административном правонарушении и не оспаривалось представителем общества в ходе предварительного судебного заседания.

Нарушение обществом подпункта "в(1)" пункта 5 Положения о лицензировании N 291 в части неведения ответчиком журнала по обращению лекарственных средств в медицинских целях (спирт) в соответствии с Приказом Минздрава Российской Федерации от 17.06.2013 N 378н заявитель подтверждает актом проверки, протоколом об административном правонарушении. Между тем, директор общества представила суду копию такого журнала, начатого 10.07.2015 по факту прихода спирта этилового 70% -100мл по накладной N 774 от 10.07.2015 в количестве 2; расход указан 04.01.2016 в лаборатории в количестве 1.

Таким образом, данное нарушение, вмененное обществу не нашло подтверждения материалами дела.

Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности": При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Судом установлено нарушение обществом положений подпунктов "а" и "б" пункта 5 Положения N 291 о лицензировании, что в соответствии с пунктом 6 названного Положения является грубым нарушением лицензионных требований и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

По смыслу положений статей 10, 19 федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) каждый гражданин имеет право на оказание доступной и качественной медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи. Согласно пункту 3 части 3 статьи 37 Закона N 323-ФЗ порядки оказания медицинской помощи определяют, в том числе стандарты оснащения медицинской организации необходимым медицинским оборудованием. В этой связи оказание медицинской помощи с нарушением указанных порядков и стандартов может повлечь за собой нанесение ущерба праву граждан на квалифицированную медицинскую помощь.

Проанализировав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что факт осуществления обществом предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), подтверждается материалами дела.

Нарушений установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, которые могут послужить основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, не позволяющих полно и объективно рассмотреть настоящее дело, судом не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех возможных мер для соблюдения вышеуказанных лицензионных требований, а также доказательств объективной невозможности их исполнения. Принятие обществом мер по приобретению части необходимого оборудования не свидетельствует о принятии обществом всех возможных мер для соблюдения лицензионных требований.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждена материалами дела.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Однако общество не привело надлежащих доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение.

При изложенных обстоятельствах ООО "МедГрупп" подлежит привлечению к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в минимальном размере - 100 000 руб.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: получатель - Управление федерального казначейства по Архангельской области (администратор штрафа - Министерство здравоохранения Архангельской области) расчетный счет 40101810500000010003 Банк: Отделение Архангельск, БИК 041117001, ИНН 2901070303, КПП 290101001, ОКТМО 11701000, код дохода для перечисления - 062 116 90040 05 0000 140 (поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов).

При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Руководствуясь статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области

решил:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "МедГрупп", зарегистрированное 29.02.2012 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1122932001103, ИНН 2902072832, находящееся по адресу: Россия, 164500, г. Северодвинск, Архангельская область, пр.Морской, дом 53; к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

В.А.КАЛАШНИКОВА