Блог главного редактора
Компания: ООО "Центр медицинского права"
Должность: Управляющий
Будущее медицинского образования: очное vs дистанционное обучение через призму кадровых вызовов
24.01.2025 09:00
287
Публикация в Российской газете за 21 января 2025 года.
ИЗВЛЕЧЕНИЯВ рамках второго чтения инициативу могут дополнить нормой об установлении максимального лимита времени для онлайн-обучения, уточнил Володин. С таким предложением на пленарном заседании выступила первый замглавы Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Ее предложение - не более 20% от общего объема обучения можно отводить под дистанционный формат.
«Весь интернет пестрит предложениями: обучаем врачей и средний медицинский персонал дистанционно по России. Акушерство и гинекология — от 4 тыс. до 14,9 тыс., пожалуйста, домой принесут свидетельство. Никто за этим не смотрит! Мы говорили об этом три года назад, и что, кто-то внес инициативу? Нет!» — отметил Володин. |
МОЙ КОММЕНТАРИЙ1. Какое обучение комфортнее: через экран смартфона (ноутбука) или непосредственно в аудитории? По моим ощущениям (убеждению, опыту) непосредственно в аудитории с живой энергетикой общения преподавателя и обучаемых. В процессе личного общения происходит обмен эмоциями и энергией, который, безусловно, способствует более глубокому пониманию материала.
Кроме того, в некоторых областях медицины, таких как хирургия или терапевтическое взаимодействие с пациентом, практическое обучение имеет определяющее значение. Именно на этих формах обучения формируется не только профессионализм, но и такие нематериальные качества, как эмпатия и такт, которые так важны в работе медиков.
2. В каком случае медработника не будет на рабочем месте более продолжительное время? Очном или дистанционном? Конечно же в первом. С учетом дефицита кадров первичного звена здравоохранения, так и не решенного государством (Минздрав, Т. Голикова, Государственная Дума, Совет Федерации) очное обучение
усугубляет проблему доступности медицинской помощи ввиду дополнительного
отвлечения медиков с рабочих мест.
3. Дистанционное обучение дешевле очного. По законодательству (323-ФЗ, ТК РФ) обучение (профессиональная переподготовка) – сфера ответственности работодателя. Для этого у БУЗ должны быть средства по смете или за счет регионального бюджета. Возможно еще использование нормированного страхового запаса ТФОМС. По моей оценке при наличии обязанности БУЗ оплачивать обучение работника в большинстве своем у администрации больницы (поликлиники)
отсутствуют полноценные источники для этого (не беру Москву и нефтегазовые регионы (регионы-доноры).
Соответственно, оплата обучения происходит из кармана врача (медсестры). Поскольку государство декларирует майско-указные показатели зарплат на уровне региона, а не конкретного медицинского работника, то очное обучение ухудшает материальное положение врача (медсестры). Специалисты, сталкиваясь с необходимостью оплачивать обучение из своего кармана, начинают
избегать повышения квалификации.
Поэтому переход на преимущественно очное обучение, продвигаемое из Государственной Думы,
должно одновременно сопровождаться гарантией государства по исполнению майско-указного показателя зарплат применительно к конкретному медицинскому работнику или гарантированным
федеральным финансированием регионов по фактическим потребностям БУЗ в выполнении своих обязанностей по профподготовке.
4. С 2016 года выпускники специалитетов медицинских вузов без обучения в интернатуре получили право сразу работать
педиатрами и терапевтами на участках. Подобное уменьшение обучения совершенно не озаботило Государственную Думу. Никто не внес законодательную инициативу
не допустить подобного.