Оснований для взыскания потребительского штрафа не имеется
Пациентка обратилась с иском к БУ ХМАО-Югры «Няганская окружная больница» о компенсации морального вреда в 2 000 000 рублей.
Обосновала это тем, что поступила в офтальмологическое отделение БУ ХМАО-Югры «Няганская окружная больница», где ей был поставлен диагноз: зрелая катаракта правого глаза, начальная катаракта левого глаза. Проведено оперативное лечение правого глаза - факоэмульсификация с имплантацией интраокулярной линзы. Из-за некачественного оказания медицинской помощи у нее на правом глазу возникла отслойка сетчатки.
По делу была назначена судебно-медицинская экспертиза, которая установила, что медицинская помощь была оказана истцу с нарушением утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.05.2007 № 349 Стандарта медицинской помощи больным катарактой в связи с непроведением ультразвукового исследования и офтальмоскопии, однако между данным фактом и наступившими для истца неблагоприятными последствиями отсутствует прямая причинная связь. Операция на правом глазу проведена по показаниям, в соответствии с общепринятой методикой, без технических сложностей.
С учетом обстоятельств дела в пользу истца Няганским городским судом 09 декабря 2020 было взыскано 20 000 рублей компенсации морального вреда.
Стороны подали апелляционные жалобы.
Больница просила решение суда отменить из-за отсутствия прямой причинно-следственной связи между ухудшением зрения у пациентки и действиями (бездействием) медицинских работников.
Истец просила увеличить размер компенсации морального вреда и взыскать потребительский штраф.
Рассмотрев доводы апелляционных жалоб и представленные доказательства 19 января 2021 года судебная коллегия оставила решение суда первой инстанции без изменения, так как имели место нарушения при оказании медицинской помощи, выразившиеся в неполном обследовании (непроведение УЗИ и офтальмоскопии), и эти нарушения причиняли нравственные страдания истцу, которая вправе была рассчитывать на квалифицированную и своевременную медицинскую помощь.
Размер компенсации причиненного морального вреда в 20 000 рублей отвечает требованиям разумности и справедливости. Поскольку пациент получал бесплатную медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования, то возможность компенсации морального вреда в рассматриваемом случае предусмотрена общими нормами гражданского законодательства, оснований для взыскания потребительского штрафа не имеется.