Об ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
С 25.07.2011 вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предусмотрены Федеральным законом от 11.07.2011 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Глава 5 Кодекса дополнена статьей 5.59., устанавливающей ответственность должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. В соответствии со ст. 5.59. КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных ст.5.39. настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 59-ФЗ) обращение гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Процедура и сроки рассмотрения обращений граждан регламентируются статьями 8-13 Федерального закона № 59-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 59-ФЗ установленный данным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Объективной стороной правонарушения является несоблюдение должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления установленного порядка рассмотрения обращений граждан. Субъекты правонарушения - должностные лица, в чью компетенцию (должностной регламент, административный регламент, положение об отделе и т.д.) входит рассмотрение обращений граждан. Правонарушение может характеризоваться как виной в форме неосторожности, так и умышленной формой вины.
Законом определено, что положения статьи 5.59. КоАП РФ не распространяются на случаи, предусмотренные статьей 5.39. КоАП РФ, в которой установлена административная ответственность за отказ в предоставлении информации.
В соответствии с п.2 ст.22 Закона «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Согласно ст.25.11. КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; подавать протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
Прокурор, в частности, вправе возбуждать дела (ст.28.4. КоАП РФ) об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.59. КоАП РФ, которые рассматриваются мировыми судьями (часть 1 статьи 23.1. КоАП РФ).
Срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца со дня совершения правонарушения (ст.4.5. КоАП РФ).
Старший прокурор отдела по обеспечению
участия прокуроров в гражданском
и арбитражном процессе
советник юстиции М.И.Беспалова