Блог Елены Авдеевой
Компания:
Должность: Юрист, медиатор
Медицинские организации тоже нуждаются в защите своих прав?
30.12.2017 01:00
3885
Сегодня много говорят и пишут о защите прав пациента. Принято считать, что пациент (как физическое лицо) является наименее защищенным участником правоотношений пациент – медицинская организация. В подобных судебных спорах даже судьи склонны так полагать.
Давайте рассмотрим данный вопрос, взглянув на него с точки зрения медицинской организации. Что мы видим?
На сегодняшний день наблюдается рост правовой грамотности пациентов и повышение претензионной активности.
Любой человек может найти в «сети интернет» необходимую информацию о том, как составить претензию в медицинскую организацию:
Или исковое заявление в суд:
Теперь пациенту не обязательно обращаться за помощью к квалифицированному юристу для того, чтобы подать претензию или исковое заявление в суд на медицинскую организацию.
Кроме того, в арсенале пациента есть еще ряд государственных органов, которые стоят на страже защиты прав пациентов:
• Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор);
• Органы здравоохранения исполнительных органов власти субъекта Федерации;
• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
• Лицензирующий орган;
• Органы здравоохранения органов местного самоуправления;
• Страховые медицинские организации, в случае оказания медицинских услуг в рамках добровольного или обязательного медицинского страхования;
• Прокуратура;
• Полиция – в экстренных ситуациях.
Любое заявление пациента в контролирующий орган на медицинскую организацию может привести к проверке учреждения. Вы скажете: «Если речь идет о законопослушной медицинской организации, что тут волноваться!». Конечно, проверки будут пройдены, но сколько сил, времени, нервов, а иногда и денег это будет стоить, в связи с привлечением стороннего квалифицированного специалиста, способного проконсультировать сотрудников медицинской организации и помочь организовать проверку в соответствии со всеми требованиями законодательства (ведь не каждая медицинская организация может себе позволить держать в штате подобного специалиста и не каждый юрист, который работает в медицинской организации обладает достаточными знаниями и опытом).
Ну а если дело доходит до суда, то здесь медицинскую организацию ждет так называемая «Презумпция виновности».
Что это значит?
Иными словами, бремя доказывания своей невиновности лежит на Ответчике (лице, которое обвиняется в причинении вреда), до тех пор, пока такое обвинение не будет опровергнуто достоверными доказательствами.
Таким образом, анализируя сложившуюся практику на сегодняшний день правоотношений пациент - медицинская организация, невольно понимаешь, что
медицинские организации нуждаются в защите своих прав не меньше пациентов.