Право на лекарственное обеспечение неотделимо от права на жизнь и человек имеет право на обеспечение на случай болезни и инвалидности. Это право следует рассматривать в двух аспектах: возможности приобрести (купить, получить) любой лекарственный препарат и возможности получить лекарственный препарат на льготных условиях в соответствие с существующим законодательством. Огромным достижением человеческой цивилизации явилось определение и законодательное закрепление основных прав и свобод человека. Всеобщая декларация прав человека, Конституция Российской Федерации признают, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность [1,ст.3],[2,ст.20]. Но ведь жизнь часто зависит от возможности оказания медицинской помощи, включая получение необходимых лекарств. Более того, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам [1,ст.25],[2,ст.39]. Таким образом, можно утверждать, что право на лекарственное обеспечение неотделимо от права на жизнь и человек имеет право на обеспечение на случай болезни и инвалидности. На наш взгляд право на лекарственное обеспечение следует рассматривать в двух аспектах: возможности приобрести (купить, получить) любой лекарственный препарат и возможности получить лекарственный препарат на льготных условиях в соответствие с существующим законодательством. Лекарственными препаратами признаются лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности [3]. С правовой точки зрения законодательно закрепленное субъективное право на лекарственное обеспечение - это потенциальная возможность субъекта (пациента) получить лекарство. Данное право порождает обязанность другой стороны (органы власти) обеспечить его реализацию, опять же через систему законодательства. Основными нормативно-правовыми актами по вопросам лекарственного обеспечения являются: - Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором в частности определены полномочия органов власти в сфере охраны здоровья, права и обязанности граждан с сфере охраны здоровья, организация охраны здоровья и контроля в сфере охраны здоровья, финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья. Статья 44 посвящена медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания. К данной категории граждан относятся пациенты с редкими (орфанными) заболеваниями и заболеваниями, входящими в группу «Семи нозологий»: гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей [4]. - Федеральный закон №178 «О государственной социальной помощи» определяет право инвалидов получать льготное лекарственное обеспечение в составе набора социальных услуг [5]. - Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», определяет перечень групп населения и категорий заболеваний, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение [6]. - Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [7], в том числе территориальные, перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов [8], порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов [9] уточняют механизм реализации права пациента на лекарственное обеспечение. В чем мы видим ограничение доступности лекарственных препаратов? - В частности, наблюдается отсутствие препаратов на период перерегистрации. - Регулирование максимальной цены приводит к отсутствию выгоды для производителя и продавца, что порой оборачивается отказом от участия в аукционах на закупку лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд, а это может привести к невозможности оказания должной медицинской помощи в лечебном учреждении. - Низкая стоимость препарата также приводит к отсутствию выгоды для продавца, что влечет к исчезновению ряда препаратов из продажи. - Импортозамещение лекарственных препаратов создает выгоду для российского производителя, но приводит к отсутствию выбора для пациента. Крайней мерой в санкционной войне были предложения внести лекарственные препараты в санкционные списки. В ответ на широко обсуждаемые в обществе - санкционные списки на лекарства, Елена Максимкина, Директор Департамента лекарственного обеспечения, снова подчеркнула: «...что никакие списки лекарственных препаратов Минздрав не формирует и не собирается формировать. Если кто-то и что-то и будет формировать, то это будет другой Минздрав. Право человека на жизнь и здоровье неприкосновенно!» [10]. При работе с жалобами пациентов в рамках государственного контроля, проводимого Территориальным органом Росздравнадзора по Ярославской области, наиболее типичными нарушениями являются: - отказ в выписке льготных рецептов, - отсутствие лекарственных препаратов в аптеках, - несоблюдение правил назначения лекарственных препаратов, - отказ в организации отсроченного обслуживания рецептов. Данные нарушения носят повсеместный характер. Начальник Управления контроля за реализацией госпрограмм в сфере здравоохранения Росздравнадзора Виктор Фисенко еще в мае 2018 года сказал что, в минувшем году ведомство выявило снижение объемов затрат региональных бюджетов на льготное лекарственное обеспечение в 26 регионах страны. Люди жалуются на отказ в выписке рецептов, если нужного препарата нет в аптеке. Хотя формально такой отказ равносилен отказу в оказании медицинской помощи и является преступлением, напомнил Фисенко [10]. Кроме того Росздравнадзор продолжает фиксировать снижение числа получателей льготных лекарств – не получая необходимых препаратов, люди предпочитают выходить из программ льготного лекарственного обеспечения. В 2017 году это число уменьшилось на 2,2%, а за первые месяцы 2018года – еще на 1,8%. На сегодняшний день льготные лекарства получает лишь 3,2 млн. человек из 15,6 млн. имеющих на это право, уточнила Максимкина. И такая ситуация еще больше снижает возможности льготного лекарственного обеспечения – чем меньше остается в программе пациентов, тем ниже объемы ее финансирования [10]. По мнению экспертов, какой бы непопулярной мерой не представлялся отказ от монетизации льгот, делать это придется. «На сегодняшний день регионы получили около 40 млрд. рублей на закупки лекарств, – рассказала Максимкина. – Но еще более 120 млрд. монетизировано. И не факт, что эти деньги люди тратят на лекарства. Справедливо ли то, что, если человеку не нужны лекарства, он забирает из системы средства, нарушая принцип солидарной ответственности?». В настоящее время Минздрав готовит законопроект изменений в систему лекарственного обеспечения, связанный с отменой монетизации для новых льготников. Существующие выплаты сохранятся, иначе социального взрыва будет не избежать [10]. «Существующая сегодня система – дефектна и сколько ее не латай, будут появляться все новые и новые прорехи. Нужно менять сам подход», – считает Максимкина. По ее словам, сейчас ведомство изучает зарубежные модели лекарственного страхования. Назначенные врачом лекарства входят в медицинскую страховку практически во всех развитых странах. Но где-то лекарства по рецепту врача полностью бесплатны для пациентов, где-то есть фиксированные соплатежи или платеж в процентах от цены. Но главное – больные получают адекватное лечение. Одна из распространенных мировых моделей – классическое лекарственное страхование – заключается в том, что все население делает ежемесячные отчисления, а лекарства получают пациенты в случае болезни. Интересная схема используется во Франции, рассказала Максимкина. Здесь процент возмещения цены зависит от эффективности препарата, и за наиболее эффективные лекарства государство готово платить до 100% стоимости [10]. Еще одной точкой зрения на улучшение лекарственного обеспечения является принятие закона «О лекарственном обеспечении» [11]. Предложение Александра Саверского — инвестировать постепенно: сначала обеспечить лекарствами всех больных в кардиологии, потом пациентов с заболеваниями костно-мышечной системы... Надо создать такую спираль ввода бесплатного обеспечения лекарствами. И деньги, которые будут высвобождаться в ОМС, в Фонде социального страхования по больничным листам, в Пенсионном фонде по инвалидным выплатам, опять направлять на обеспечение лекарствами [11]. Таким образом, при законодательно закрепленном праве пациента на лекарство, в том числе льготное лекарственное обеспечение для определенных категорий граждан, наблюдаются нарушения в данной сфере. Отдельными административными и судебными мерами проблему нарушений в системе лекарственного обеспечения не решить. В их основе лежат недостатки в организационной и в финансово-распорядительной системе. Поскольку проблема касается жизни и здоровья человека требуется незамедлительные меры по их исправлению. Одной из таких мер может быть лекарственное страхование. Альтернативой может быть поиск других источников бюджетного и внебюджетного финансирования.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398. 2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета". - 05.04.1995. - № 67. 3. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www/pravo.gov.ru 4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www/pravo.gov.ru 5. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www/pravo.gov.ru 6. О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения: Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www/pravo.gov.ru 7. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Постановление Правительства РФ от 08.12.2017 N 1492 (ред. от 21.04.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www/pravo.gov.ru 8. Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи: Распоряжение Правительства РФ от 23.10.2017 N 2323-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www/pravo.gov.ru 9. Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения: Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www/pravo.gov.ru 10. Медпортал [Электронный ресурс] / «Право на лекарство»: эксперты и чиновники обсудили, как обеспечить это право для россиян. - Режим доступа: https://medportal.ru/mednovosti/news/2018/05/22/448congress/ 11. Лекобоз [Электронный ресурс] / Александр Саверский: «Нужен закон о лекарственном обеспечении». – Режим доступа: https://lekoboz.ru/lichnoe-mnenie/aleksandr-saverskij-nuzhen-zakon-o-lekarstvennom-obespechenii