Снова пришлось столкнуться с Федеральной антимонопольной службой по поводу ненадлежащей рекламы. И в продолжение этой темы хочу поделиться некоторыми тонкостями рекламы медицинских услуг, которые могут оказаться полезными не только коллегам, но и руководителям клиник.
Напомню: согласно ч. 7 с. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В последнее время стало меньше обращений, связанных с такими нарушениями при «традиционном» размещении рекламы (печать, наружная, листовки, ТВ и радио). Вероятно, сами рекламораспространители тоже это отслеживают. Но когда я говорю о необходимости соблюдать нормы статьи 24 Закона «О рекламе» при размещении рекламной информации к примеру в группах в социальных сетях, наталкиваюсь на непонимание. Это направление юристы и администраторы медицинских организаций не контролируют, наивно полагая, что в интернете более гибкие требования. А зря.
Федеральная антимонопольная служба уже давно рассматривает дела о нарушении законодательства о рекламе при размещении рекламы медицинских услуг в социальных сетях. Приведу лишь несколько примеров: - Решение ФАС России от 02.04.2019 по делу № 3-24-16/00-08-19 - Постановление Коми УФАС России от 18.09.2020 № 03-06/7560 по делу № 011/04/14.3-558/2020 - Постановление Татарстанского УФАС России от 16.07.2019 № АР-08/10385 по делу № 016/04/14.3-1019/2019 - Постановление Брянского УФАС России от 15.05.2018 по делу № 51-А - Постановление Брянского УФАС России от 05.10.2018 по делу № 104-А
А начинается описательная часть постановления обычно не только так:
В ходе проведения мониторинга Управлением Федеральной антимонопольной службы … был установлен факт распространения рекламы медицинских услуг
Но и так:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы … поступило обращение физического лица на рекламу, размещенную в открытых социальных сетях
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 25 сентября 2019 г. № АК/83509/19 “О разъяснении по вопросу рекламы в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Федеральный закон "О рекламе" не содержит специальных требований к рекламе, распространяемой в социальных сетях "Вконтакте" и "Одноклассники". В то же время такая реклама должна соответствовать как общим требованиям, установленным Федеральным законом "О рекламе", в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям, установленным указанным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг. В случае выявления нарушений Федерального закона "О рекламе" антимонопольные органы привлекают виновных лиц к ответственности.