Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования и прочего.
Всего у Минздрава России более 350 различных полномочий и функций. Регулирует все и вся.
Полномочия продолжают расширяться. На заседании Правительства РФ 19 ноября Михаил Мишустин проинформировал о том, что предполагается изменить порядок отбора кандидатов на посты руководителей здравоохранения в субъектах Российской Федерации. Эту кандидатуру глава региона должен согласовывать с Министерством здравоохранения.
Казалось бы - какие основания усомнится в том, что у Минздрава появится какая-то альтернатива в части выработки и реализации государственной политики, и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, ОМС.
А она не только появилась, но и значимо заявила о себе. Давайте разберемся - что это за альтернатива?
Внесенными изменениями в Конституцию России ранее действующий Госсовет получил статус конституционного государственного органа, формируемого президентом РФ «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства».
Ее возглавил (стал председателем комиссии) Губернатор Ивановской области Воскресенский С. С.
23 декабря состоялось под руководством В. Путина состоялось Совместное заседание Госсовета и Совета по стратегическому развитию и нацпроектам.
На нем выступила Татьяна Голикова в части реализации национальных проектов в т. ч. по здравоохранению (как без этого?!).
А комментарии по ее выступлению дал С. Воскресенский, обратив внимание Президента на систему ОМС, содержание которых сводится к следующему:
• необходимость контроля и мониторинга за тем, как фактически будет доступно для жителей регионов лечение в федеральных медицинских центрах; • компенсировать кредиторскую задолженность территориальных фондов ОМС перед медицинскими организациями, возникшую за июль – декабрь 2020 года; • провести авансирование медицинских организаций на январь 2021 года не в размере 1/12 годовых средств, а в размере 1/10, так как из-за коронавируса врачи будут работать не в дежурном режиме, а в обычном.
Из этих комментариев вытекает озабоченность председателя комиссии по здравоохранению именно региональными проблемами в этой сфере с приоритетом обеспечения интересов пациентов и медицинских организаций.
Татьяна Голикова и Андрей Силуанов сообщили Президенту о том, что по данным вопросам уже работают.
Таким образом мы видим, что С. Воскресенский обозначил те приоритеты в сфере здравоохранения, над реализацией которых должна быть сосредоточена деятельность федеральных органов исполнительной власти в ближайшее время, в том числе Минздрава России, по инициативе которого, мне представляется, и был осуществлен выход Федеральных учреждений здравоохранения из-под контроля страховых компаний.
Из всего этого следует, что комиссия Госсовета по направлению «здравоохранение», работая во взаимодействии с Минздравом России сможет направлять его деятельность в нужном для себя региональном направлении, что раньше было затруднительно из-за определенного монополизма этого органа в части предоставленных функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, ОМС.
Помощник президента РФ, секретарь Госсовета Игорь Левитин пояснил, что Госсовет является совещательным органом при Президенте РФ. Из чего понятно, что его 28 комиссий, в том числе и по направлению "здравоохранения", это уровень ещё более низкий и не имеющий непосредственного "выхода" на профильные министерства. Посему выскажу своё мнение, что на Правительство РФ или его Министерства Госсовет может оказывать только опосредованно влияние, через возглавляющего его Президента РФ.