Сегодня мне хочется поговорить о милосердии. Я часто размышляю на эту тему. Насколько все мы сегодня милосердны и что нам мешает «возлюбить ближнего как самого себя»? Как часто мы смотрим на страждущего человека, и нам его жаль, мы хотим помочь ему, и сердце у нас откликается ?
Современное общество, особенно в больших городах устроено так, что люди как будто в панцирях ходят, психологически ограждая себя от всех и вся. Видят, например, что-то произошло с прохожим — он поскользнулся и упал, а может быть, плохо стало человеку, сердечный приступ, он присел или даже упал посреди улицы или в транспорте, но люди проходят мимо, потому что у каждого какие-то неотложные дела, свои проблемы. Все спешат куда-то, не обращая внимания друг на друга. При этом о милосердии всуе толкуют на всех углах, причем безо всякого представления об объеме и характере той духовно-нравственной реальности, которая заключается в этом понятии.
Идея благосердия довольно часто просто дань моде, хорошему тону и престижу, что делает ее расхожим понятием, постепенно утрачивающим изначальный смысл в формальных, подчас спекулятивных акциях, рассчитанных на внешний эффект. Для меня это тревожный симптом. У людей развивается индивидуализм, как на Западе. Они закрываются: «лишь бы себе хватило, а остальное меня особо не касается».
А подлинное милосердие, что буквально означает «милующее сердце», это всегда пронзительное эхо чужой боли в глубине нашего собственного существа, это совместное страдание с другим человеком. И, если мы не хотим превратиться в бесплодную смоковницу, необходимо всем сердцем раскрываться на дела милосердия и поступки любви.
По замыслу Божию, человек должен быть исполнен любви. А любовь — это то, что направлено на кого-то. У большинства же людей — в силу извращённости человеческого естества, греховности - она направлена на себя. Поэтому Бог говорит человеку: "Возлюби ближнего, как самого себя" - чтобы показать, что истинная любовь ищет пользы не себе, а ближнему.
Мне думается, что миссия всех живущих на земле в том, чтобы количество добра в этом мире было больше, чтобы мы были источниками его преумножения. А православные христиане призваны в каждой конкретной ситуации являть собой Христа, его человечность. Ярчайшим примером милосердного служения ближним является жизнь Святителя Луки – Архиепископа Симферопольского и Крымского.
Приведу несколько примеров.
В детстве Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий проявлял художественные способности. Мечтал стать художником. Но когда настало время выбора жизненного пути, неожиданно для всех поступает на медицинский факультет Киевского университета имени Святого Владимира. О сложных раздумьях и метаньях в тот период Святитель Лука позже напишет: «Влечение к живописи у меня было настолько сильным, что по окончании гимназии я решил поступить в Петербургскую Академию художеств. Но во время вступительного экзамена тяжело задумался о том, правильный ли жизненный путь избираю. Недолгие колебания кончились тем, что я признал себя не вправе заняться тем, чем мне нравится, и обязан заняться тем, что полезно для страждущих людей. Из Академии послал матери телеграмму, что желаю поступить на медицинский факультет».
Стремясь быть полезным для крестьян, плохо обеспеченных медицинской помощью, святитель Лука 13 лет работал земским врачом, не имея воскресных и праздничных дней. Потом об этом периоде своей жизни он написал в мемуарах : "Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом , помогать бедным людям", -
Владыка выбрал путь христианского служения, служения до полного забвения себя, до самопожертвования. Он никогда не делал разницы между больными. Часто просил своих помощников разыскивать больных брошенных людей. А после шел и лечил их. Помогал опальным священнослужителям. В его больнице и в его доме всегда делились хлебом и похлебкой с голодным и больным.
Одна из медсестер писала: "В делах, требовавших нравственного решения, Валентин Феликсович вел себя так, будто вокруг никого не было. Он всегда стоял перед своей совестью один. И суд, которым он судил себя, был строже любого трибунала".
Владыка всегда оказывал посильную помощь страждущим, делился с ближним последним. Достаточно вспомнить случай в Таганской тюрьме, где он временно оказался после ареста по обвинению в шпионаже . Арестанты тюрьмы получили через "Красный Крест" тулупчики от Екатерины Пешковой жены Максима Горького. Однажды, проходя по коридору, Владыка увидел в залитой по щиколотку водой камере сидит полураздетый, дрожащий от холода человек. Сжалившись над ним, он отдал ему свой полушубок. Это произвело потрясающее впечатление на матерого вора - рецидивиста, который предводительствовал среди уголовников. И каждый раз, когда епископ проходил мимо их камеры, тот любезно приветствовал его и называл "батюшкой".
Сразу же после прибытия в место ссылки - Енисейск, Владыка пришел в больницу к заведующему и просил разрешения оперировать. После первых сложнейших и удачно проведенных операций к хирургу-епископу хлынул народ из окрестных сел и деревень. Список больных, ожидавших операции, был составлен на три месяца вперед. Такая популярность ссыльного архиерея сильно раздражала местное начальство и молодых врачей, которые теряли клиентов и заработок.
Владыка оперировал бесплатно. В ответ на благодарность излеченных говорил: "Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему".
Был милосерден Святитель и к тем, кто его ненавидел и предавал. Как-то между Владыкой и его бывшим духовным наставником протоиереем Михаилом Андреевым возникли разногласия. И с 1926 года протоиерей становится его злейшим врагом. Святитель запретил его в священнослужении, и протоиерей Михаил стал писать жалобы и доносы на него Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию. Эту борьбу он вел два года, добиваясь смещения с кафедры Владыки. Владыке нелегко было претерпевать такое от близкого когда-то по духу человека, прошедшего вместе с ним ссылку и гонения. Желая зла святителю, протоиерей Андреев сам попадает в новую ссылку, откуда возвращается измученным, истерзанным, с подорванным здоровьем. За врачебной помощью обращается к Владыке. И тот ему не отказывает.
Сегодня открытое сострадание, милосердие, соучастие от людей уходит. Они теряют веру друг в друга, в социальные институты, в государство, иногда и в церковь. Для меня это достаточно тревожный симптом.
Милосердие необходимо для здоровья общественного организма, потому что милосердием созидаются и упрочаются невидимые, но жизненно необходимые связи, соединяющие людей, исцеляются и облагораживаются человеческие взаимоотношения, восстанавливается утраченное нравственное единство народа.
«Человек, - говорил святой Иоанн Златоуст, - всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком. И чему дивишься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества».
Цена милосердия для каждого из нас велика. На последнем Страшном Суде по делам милосердия будет спрашивать Господь. И только милостивые будут помилованы. Нам придется держать ответ за неиспользованные возможности, прожитые впустую дни, за то, что не сделали, но могли. Так давайте же спешить делать доброе. Это никогда не поздно начать. Не теряя ни дня, протянем руку помощи тем, кто нуждается в нас. Без сострадательных людей уже давно бы наступил конец света. Милосердие живет в душе каждого. Надо только суметь дать ему выход в конкретных делах.
Дорогие коллеги, медики России!
Хочу поздравить вас с наступающим Новым Годом и Рождеством Христовым! Пожелать вам, вашим родным и близким здоровья, счастья, любви, благополучия, уверенности в завтрашнем дне.
Будьте любимы, будьте милосердны!