Зададимся вопросом - в рамках какого административного процесса (совокупности административных процедур) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения проверяет медицинские организации (осуществляет плановые и внеплановые проверки) на предмет соблюдения обязательных требований при предоставлении платных медицинских услуг (точнее – проверка соблюдения обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности в части соблюдения установленного порядка предоставления платных медицинских услуг).
Каким документом (документами) данный процесс регулируется?
При анализе мы должны одновременно учитывать:
1. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323 (далее – Положение о Росздравнадзоре);
2. Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 № 1152, с изменениями, внесёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2017 г. № 801 (далее – Положение о государственном контроле);
3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. № 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" (далее – Приказ об утверждении критериев);
4. Приказ Росздравнадзора от 18 ноября 2016 г. № 12848 (в приложении содержится перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора);
5. Приказ Росздравнадзора от 20 декабря 2017 г. № 10450 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при проведении плановых проверок при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (обратите внимание, что данный документ следует применять только к плановым проверкам);
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 января 2015 г. № 19н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путём проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья» (далее – Административный регламент по осуществлению государственного контроля).
Разберём подробно данные документы во взаимосвязи.
Применяя во взаимосвязи п. 5.1 и 5.1.3. и 5.1.3.2 Положения о Росздравнадзоре
получаем следующее:
В соответствии с Положением о Росздравнадзоре (1.) Федеральная служба осуществляет полномочия по государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок:
- соблюдения … медицинскими организациями и фармацевтическими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность, прав граждан в сфере охраны здоровья;
- соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
- организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности соответственно … органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Данные административные процедуры можно объединить общим термином: «проверка обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности». С учётом Приказа Росздравнадзора № 9438 от 09.11.2017 г. «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при проведении плановых проверок при осуществлении федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств» (далее – Приказ об утверждении проверочных листов) общий термин для целей нашего исследования
П.1.2 Приложения к Приказу об утверждении критериев гласит:
«Критерии качества применяются в целях оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата».
В Письме Росздравнадзора от 31 мая 2017 года № 01И-1273/17 «Об использовании в практической деятельности приказа Минздрава России» сказано:
«Приказ (имеется в виду Приказ об утверждении критериев, прим. авт.) устанавливает применение критериев оценки качества медицинской помощи по группам заболеваний (состояний) и по условиям оказания медицинской помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях) в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, в целях оценки
своевременности оказания медицинской помощи,
правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации,
степени достижения запланированного результата».
Подведём итог и перечислим основные термины, относящиеся к контрольно-надзорной деятельности, воспользовавшись для этого Приказом Росздравнадзора от 15 февраля 2017 г. № 1072 «Об утверждении программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности»:
- подконтрольный субъект;
- участники контрольно-надзорной деятельности;
- обязательные требования (права граждан в сфере охраны здоровья, порядки оказания медицинской помощи, лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении медицинской деятельности;
- предмет государственного контроля (соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, установленные Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- и основной термин - качество и безопасность медицинской деятельности, на раскрытии которого остановимся ниже по ходу повествования.
Исходя из вышесказанного, приходим к выводу, что Росздравнадзор проверяет обязательные требования, предъявляемые к медицинским организациям (в значении раскрытом в п.11 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», т.е. индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность и иные юридические лица, осуществляющие медицинскую деятельность наряду с основной приравниваются к медицинским организациям). Это административный процесс государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности или контрольное производство.
При этом данное контрольное производство осложнено ещё тем, что оно реализуется также и в отношении системы внутреннего контроля качества медицинской организации. Иначе говоря, качество и безопасность как комплексный параметр проверяется опосредованно через контроль системы внутреннего контроля и напрямую через проверку соблюдения обязательных требований.
Содержание контрольного производства, осуществляемого Росздравнадзором по направлению «контроль качества и безопасности медицинской деятельности» можно прояснить из системного толкования норм Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Опираясь на определение Беляева В.П. данное в диссертации «Контроль и надзор как формы юридической деятельности: вопросы теории и практики, Саратов, 2006, с. 24» с учётом предмета настоящего рассмотрения выводим следующее:
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности – это форма юридической деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, при которой управомоченные лица в рамках контрольного производства для получения юридически значимых результатов и оказания (обеспечения) регулирующего воздействия осуществляют на подконтрольных объектах сбор и проверку информации о фактическом выполнении нормативных предписаний, соблюдении требований нормативных правовых актов, содержащих совокупность характеристик, отражающих качество медицинской помощи, а также качество и безопасность работ (услуг) составляющих медицинскую деятельность, безопасность ресурсов медицинской деятельности (кадровых и материально-технических, безопасность условий оказания медицинской помощи и безопасность медицинских изделий и лекарственных средств.
Фактическое выполнение здесь – это соответствие характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
При этом следует заметить, что «государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности…осуществляется путём проведения проверок организации и осуществления…ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных…органов и организаций» - Положение о государственном контроле. То есть ведомственный контроль – конкретный вид государственного контроля, несмотря на отдельный Приказ № 1340 от 21 декабря 2012 г.
Медицинская помощь – комплекс мероприятий, включающих в себя предоставление платных медицинских услуг (медицинских услуг, предоставляемых на возмездной основе за счёт личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.
Сбор и проверка информации о фактическом выполнении обязательных требований сопровождается «непосредственным принятием мер по предупреждению и пресечению допущенных нарушений (отклонений) в целях обеспечения охраны интересов общества и государства, защиты прав и свобод граждан (в нашем случае – ст.ст. 18-23 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
При выявлении нарушений (отклонений) от обязательных требований в сфере и наличии поводов к возбуждению дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации контрольное производство переходит в производство по делу об административном правонарушении (принятие мер по результатам проверки п.п. 60-62 Административного регламента по осуществлению государственного контроля).
Согласно ст. 23.81. КоАП РФ Росздравнадзор имеет полномочия рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.6.28.,ч.1,2,3, ст.6.29., ст.ст. 6.30, 6.32., 14.4.2, ч.1 и 2 ст. 14.43, ст.ст. 14.44., 14.46., ч.1-4 ст. 14.46.2, ч.5 ст. 19.4., ч. 21 ст. 19.5.,ст. 19.7.8.
Наиболее распространённые статьи КоАП РФ из данного списка, по которым подконтрольные субъекты чаще всего привлекались к административной ответственности это: 6.30.; 6.32.;ч.21 ст.19.5.