Блог Игоря Степанова
Компания: Ярославская областная общественная организация инвалидов-больных рассеянным склерозом "Гефест"
Должность: Председатель, врач, юрист

«Бережливая поликлиника» - процессная технология или первый шаг стратегии развития здравоохранения?

06.04.2017 00:32 Комментариев: 2 4069
3 апреля 2017 года в Ярославле открылся Общероссийский образовательный семинар-совещание по вопросу организации первичной медико-санитарной помощи на принципах бережливого производства

В последнее время много говорится о стратегии оптимизации оказания медицинской помощи. Ведущая роль в разработке проектов оптимизации отводится Министерству здравоохранения РФ. Проект «Бережливая поликлиника» призван минимизировать временные затраты пациента на посещение врачебных кабинетов, оптимизировать работу регистратуры, врачей и лаборатории. «Для всей страны это важнейший пилотный проект, который позволит чуть более чем за четыре месяца полностью переформатировать логистику технологических процессов в двух поликлиниках - во взрослой и в детской», - приводит ТАСС слова Скворцовой

Одна из основных целей проекта - сократить время нахождения пациента в поликлинике. В среднем, от момента входа в поликлинику до момента выхода из нее пациент проводит сейчас около 40 минут. Эксперты Минздрава предполагали, что реализация позволит это время сократить вдвое. Министр отметила, что в учреждении удалось развести потоки здоровых детей, которым нужны справки и профилактические осмотры, и больных детей, которые обращаются к врачу в том числе с признаками инфекционных болезней.

Регистратура и оптимизация ее работы также являются важными элементами проекта «Бережливая поликлиника». Скворцова отметила, что сейчас для того, чтобы получить работу регистратора в поликлинике, необходимо пройти психологическое тестирование, а также обучение. Вторым элементом стала организация отдельных сall-центров для записи к врачам и консультации.

3 апреля 2017 года в Ярославле открылся Общероссийский образовательный семинар-совещание по вопросу организации первичной медико-санитарной помощи на принципах бережливого производства. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в своем выступлении на пленарном заседании отметила, что результаты Ярославской области вдохновляют: проект «Бережливая поликлиника» был запущен в конце 2016 года, но даже за такой короткий срок удалось добиться важных показателей - очереди в пилотных медорганизациях сократились в 8 раз, время ожидания приема врача у двери кабинета - в 12 раз. Вероника Скворцова отметила, что дружелюбие и комфортность поликлиники – это необходимые требования, только тогда пациенты будут обращаться сюда с профилактическими целями. Говоря о предстоящих планах, министр заявила о превращении в «бережливые» более 200 поликлиник по всей стране в ближайшие два года.

В своем докладе о пациентоориентированной модели организации первичной медико-санитарной помощи заместитель министра здравоохранения Татьяна Яковлева констатировала, что лишь 38% пациентов приходят в поликлинику с профилактической целью, остальные 62% посещают врачей по поводу обострений и новых заболеваний. «А должно быть наоборот: 60% - в целях профилактики,40% - при заболеваниях»,- подчеркнула она. Замминистра особо обратила внимание на важность комфортности при посещении поликлиник: вежливый и квалифицированный персонал, открытые регистратуры, удобная запись на прием через интернет и инфоматы, понятная маршрутизация, забор анализов без очередей, доступность в оптимальные сроки профилактических мероприятий.

В реализации этих требований медицинским организациям сегодня эффективно помогают медицинские страховые компании, которые за свой счет проводят тренинги с работниками поликлиник, отметила Татьяна Яковлева и призвала главных врачей, организаторов здравоохранения активно пользоваться таким ресурсом.

Проект «Бережливая поликлиника» - на мой взгляд, относится к оптимизации процесса. Процессные технологии управление потоками пациентов и эргономикой достаточно важны. Примером может быть система Ф.У. Тейлера. Не менее важно ресурсное обеспечение процесса оказания медицинской помощи. Если материальное обеспечение реализуется через перераспределение средств, в том числе финансовых потоков, то развитие и совершенствование человеческого ресурса, требует работы на уровне мотиваций. Здесь важно не упустить момент.

Пациент-ориентированная модель медицины, безусловно, должна быть приоритетной, но субъектом оказания медицинской помощи является сотрудник медицинской организации, прежде всего врач. Для выполнения задач, стоящих перед здравоохранением необходимо обеспечение поликлиник достаточным количеством квалифицированных кадров. Нагрузка на врача должна быть оптимальной, на приеме должна быть медицинская сестра. Заполнение медицинской документации не должно занимать большую часть врачебного приема (надо исключить дублирование записей на бумажный и электронный носители, максимум автоматизировать отчетность).

Из физики известно, что увеличение скорости потока приводит к увеличению объема протекающего за единицу времени. Если провести аналогию с потоком пациентов, то надо увеличить количество врачей и/или скорость их работы.

А если нет достаточно врачей? Остается только интенсификация их труда. А каковы пределы возможностей врача? В некоторых регионах можно набрать кадры на 1-2 бережливые поликлиники, а что делать с остальными?

При этом есть дополнительные факторы увеличения общего количества больных в поликлиниках – это сокращение коечного фонда, отсутствие снижения заболеваемости, при увеличении доли пожилого населения. Влияние на работу организации также оказывает неравномерность потока больных (колебание заболеваемости, в том числе сезонное), в долгосрочной перспективе – изменение демографических показателей.

Если в регионе нехватка врачей, то увеличение нагрузок за счет увеличения потока, при отсутствии работы с человеческим ресурсом, может усугубить ситуацию в долгосрочной перспективе. Вообще в медицине не очень разработана система мотивации сотрудников.

Кто занимается изучением мотиваций медицинского персонала? Каково оптимальное распределение сотрудников по возрастному составу (с учетом особенностей поколений)? Каковы критерии отбора сотрудников? Кадровые службы учреждений далеки от менеджмента по работе с персоналом крупных компаний.

Изначально стратегии развития медицинских организаций четко не определены. Стратегия организации – на сегодняшний день, по сути, сводится к выполнению задания по оказанию медицинской помощи в рамках системы ОМС (госзадания).

С точки зрения иерархии «целей-средств» деятельность учреждения здравоохранения является средством достижения определенных показателей оказания медицинской помощи (определенного профиля, на определенной территории, за определенное время), т.е. является средством достижения общей цели для субъекта РФ как структурный элемент. В свою очередь, работа подразделений медицинской организации является средством достижения цели (определенных показателей, которые должны быть достигнуты).

Будем надеяться, что вторым шагом от оптимизации процесса будет работа с человеческим ресурсом. Тем более, что новой парадигме управления соответствует понимание человека как ключевого и неисчерпаемого ресурса организации и ориентация на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе.
Просмотров: 4069 Комментариев: 2 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
06.04.2017 06:52
Отрадно то, что Минздрав России сам выступил инициатором проекта. У меня простой вопрос: почему до этого не додумались в регионах сами? Может быть потому, что подобную "бережливость" надо начинать сначала с укомплектования  штатов врачей и медсестер поликлиник.  
Ответить Ссылка 0
Идея очень хорошая.  Особенно  радует фраза : "нагрузка на врача должна быть оптимальной, на приеме должна быть медицинская сестра. Заполнение медицинской документации не должно занимать большую часть врачебного приема (надо исключить дублирование записей на бумажный и электронный носители, максимум автоматизировать отчетность)". О информатизации здравоохранения и введении электронной карты пациента слышу много лет, но куда не приду в поликлинику (прикреплялась к разным)  везде приходится сидеть в очереди по 30-40 минут, наблюдать как врач только пишет, не поднимая головы, и изредка тебе кивает. На всех врачей медицинских сестер также не хватает.  Вопрос информатизации здравоохранения  очень активно раньше рассматривался в Казани на конференциях  "Технологии инновационного здравоохранения". Приезжали с коллегами оттуда и думали "скоро-скоро" будет информатизация .
Открытые регистратуры, удобная запись на прием через интернет и инфоматы уже существуют, еще чуть-чуть осталось потерпеть.
Ответить Ссылка 0