Целевые показатели 2013 года по заработной плате врачей и среднего медицинского персонала были достигнуты уже по результатам первых девяти месяцев. Вместе с тем повышение средней заработной платы при сохранении её выраженной дифференциации обострило вопрос о необходимости совершенствования функциональных обязанностей медицинских работников и системы нормирования их труда. Совместно с Министерством труда межведомственной рабочей группой Минздрава разработаны 27 отраслевых персональных стандартов. После того как они будут приняты, мы начнём поэтапный перевод работников медицинских организаций на эффективный контракт.
До конца августа 2013 года мы закончили формировать методику по расчётам нормативов труда медицинских работников. И за последующий период провели детальный хронометраж деятельности медицинских работников первичного звена: участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики и работающих с ними медицинских сестёр. Это позволило пересмотреть нагрузки на одного специалиста, выявить реальные ресурсы для увеличения доли на непосредственную работу с пациентом, уменьшение времени на работу с документами и нормирование вспомогательной деятельности врачей.
Я уже давал свои комментарии в отношении совещания у Президента Путина по вопросам здравоохранения. Так как выступление Министра Скворцовой появилось несколько позднее в свободном доступе, я посчитал необходимым дать комментарий к ее выступлению.
Конечно же Министр привела данные о положительных изменениях в состоянии здоровья населения Российской Федерации, иного в принципе быть не могло. Отчиталась о том, что целевые показатели в деятельности Министерства почти выполнены.
Это, конечно, хорошо, при условии, что при этом удовлетворенность населения медицинским обслуживанием также увеличилась. Если целевые показатели деятельности выполнены, а удовлетворенности пациентов общественным здравоохранением нет, то по факту министерство здравоохранения работает само на себя, а не на общество. Вот это важно.
Пожалуй, самый важный вопрос, который был освящен в выступлении Скворцовой – это нормирование труда медицинских работников.
Почему этот вопрос крайне важен для медицинского сообщества? Потому что нормативы по нагрузке и по оплате труда пришли к нам в капиталистическую действительность еще из советского прошлого, из Союза Советских Социалистических Республик, когда была несколько иная обеспеченность медицинскими кадрами, была налажена четкая система диспансеризации. Сейчас это фактически нарушено и попытки диспансеризации сейчас - несколько иное, чем было ранее.
Скворцова сообщила о том, что разработано 27 профессиональных стандартов. Что такое профессиональный стандарт?
На мой взгляд, это документ из которого будет следовать: что, какие вопросы в сфере профессиональной компетенции врача должны быть и, исходя из сферы профессиональной компетенции, какие трудовые обязанности должен выполнять врач, средний медперсонал (медицинские работники).
Наличие такого стандарт очень важно для понимания - в чем профессиональная функция медицинского работника и какие трудовые обязанности он должен выполнять.
Немаловажный вопрос - хронометраж рабочего времени медицинского персонала. И судя по всему, подобные действия Минздравом России были проведены.
Работа врача складывается из работы с пациентом, работы с медицинской документации, заполнения медицинской карты амбулаторного, стационарного больного, направления на медико - социальную экспертизу и вспомогательных действий. Например, участие в работе врачебных комиссий.
Я полагаю, что реальный хронометраж, который получен, далек от тех нормативов, которые действуют сейчас, которые пришли от советской власти.
Реальные знания о том, чем занимается врач очень важны, но опять же, в чем проблема? С учетом нехватки медицинского персонала те благие намерения, которые выявил хронометраж, могут уткнутся в противоречия с нехваткой медицинских работников и с возможностью финансирования системы обязательного медицинского страхования.
Поэтому далеко не факт, что фактические затраты по хронометражу рабочего времени, выявленные в процессе этих исследований, будут реально перенесены на трудовую деятельность медицинских работников!
Данная работа проводится, и Минздрав России обещает ознакомить с информацией, она будет представлена на обсуждение медицинского сообщества. Полагаю, что в ближайшее время мы с вами получим доступ к этим данным.
В конечном итоге установление норм нагрузки направлено на переход к эффективным контрактам, чтобы каждый медицинский работник понимал, что входит в его профессиональные, трудовые обязанности, какие нормы нагрузки рабочего времени и какую заработную плату он может и должен получать за надлежащее выполнение профессиональных трудовых обязанностей и что с него может сниматься в разрезе стимулирующих и компенсационных выплат, если он не соответствует установленным профессиональным требованиям или не выполняет трудовые обязанности.
Если целевые показатели деятельности выполнены, а удовлетворенности пациентов общественным здравоохранением нет, то по факту министерство здравоохранения работает само на себя, а не на общество. Вот это важно.
Пожалуй, самый важный вопрос, который был освящен в выступлении Скворцовой – это нормирование труда медицинских работников.
Буквально вчера звонил по этому вопросу в одну из федеральных клиник. Информация такая, что если мед.сестра работает по программе высоких технологий то з/п достигает 40 т.р. В этом же отделении мед.сестра по системе ОМС з/п не превышает 8 т.р. несмотря на то, что обе выполняют одинаковую работу.
если мед.сестра работает по программе высоких технологий то з/п достигает 40 т.р. В этом же отделении мед.сестра по системе ОМС з/п не превышает 8 т.р. несмотря на то, что обе выполняют одинаковую работу.
Подобное может быть в частном здравоохранении, где размер оплаты труда диктует рынок и воля сторон.
В общественном здравоохранении, подконтрольном государству (федеральная и региональная принадлежности) подобного быть не должно. Однако есть. Значит государство с головой не дружит - экономических законов не знает, либо знает, но абсолютно их игнорирует в силу политических установок верхов.
...подобного быть не должно. Однако есть. Значит государство.....
Путин: "музам служит, а с головой не дружит" - YouTube
Абсолютно согласен с тем, что такого не должно быть но, тем не менее, есть - как есть. Какие тому способствуют установки. Политические или Воровские можно только гадать. Факт на лицо, что если одинаковые по содержанию функции м.сестер не урегулировать , а это вряд ли ограничивается только м. сестринским персоналом , то от ОМС ждать качества, выраженного (как Вами упоминалось раньше) в виде удовлетворенности пациентов в ближайшее время не стоит. Это равносильно смерти. Будьте внимательны МИНЗДРАВ по прежнему остается ОПАСНЫМ ДЛЯ ЖИЗНИ. А бесплатная медицина миф.
я обращалась в институт информатизации здравоохранения с вопросом, когда опубликуют нормы труда врачей, по которым проводился хронометраж . Мне ответили что работа еще ведется, только в феврале результаты передадут в Минздрав, тот проанализирует и сделает выводы
Значит Минздрав России выдает желаемое за действительное. Но в любом случае нормативный акт Минздрава по нормам рабочего времени, да и его проект должны быть доступны для ознакомления. А это возможности оценки того, что Институт информатизации здравоохранения хронометрировал.
Проведение хронометража - обязанность работодателя, а не работника. Если работодатель все же настаивает - ну и выполните замеры в своих интересах по качественному выполнению своей трудовой функции, а не в рамках потогонной системы - пахать безостановочно за себя и за другого врача.
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с использованием нами файлов cookies, Пользовательским соглашением и даете согласие на обработку персональных данных.