Как член редакционной коллегии представляю обзор второго номера журнала «Правовые вопросы в здравоохранении» за 2021год. Это мой 68 обзор, начиная с 2015 года.
Раздел «Изменения».
Судебное решение об успешном оспаривании медицинской организацией результатов медико-экономической экспертизы страховой компании и ТФОМС из-за несоблюдения последними процедур медико-экономического контроля.
Комментарий Александра Кононова (новое лицо в журнале), сводится к тому, что для оспаривания надо проверить сроки рассмотрения ТФОМС претензии, имеет ли место обоснование выводов контролеров.
Круглый стол
Навеян переходом гражданских отношений в электронный формат: вправе ли врач принимать благодарность в виде электронных чаевых?
Я высказался о легитимности первого в стране проекта финансовой благодарности врачам посредством электронных платежей. Данный сервис может быть востребован, если речь идет о телемедицинских услугах. Единственная проблема – далеко не все медработники, а тем более пациенты, владеют информацией о правомерности такого подарка.
Елена Капитонова выражает опасения в том, что эта система может стать инструментом коррупционных рисков. Надзорные органы могут усмотреть в этом угрозу взяточничества и затюкают сервис проверками. Приводятся данные опроса отношения к электронным чаевым, которые провел автор. Интересные данные!
Андрей Севостьянов считает, что система электронных чаевых противоречит букве закона. Бесплатность – один из ключевых принципов медпомощи в системе ОМС. Не предусмотрен формат чаевых или подарка медработнику и в правилах предоставления медорганизациям платных медуслуг
Раздел «Права и обязанности»
Надежда Николенко информирует о проблемных моментах выдачи медицинской документации пациентам (приказы Минздрава 972н, 789н) в т. ч. и в электронном виде и дает рекомендации как их избежать. Представлен образец приказа по медорганизации о порядке работы с медикаментами.
Публикация Александра Чакински и Елены Румянцевой о том, как правильно реагировать клиникам, если возникли нежелательные реакции россиян при вакцинации от COVID-19.
Для этого надо предпринять 4 шага. Один из них - внести данные в медицинскую документацию пациента. Приводится форма «Отказа от вакцинации».
Игорь Иванов и Ирина Крупнова – авторы актуальных тем об особенностях государственного, внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в текущем году.
Так, клиники могут получить освобождение от проверок, если заключат договор страхования рисков причинения вреда (ущерба), станут членом саморегулируемой организации и пройдут ее проверку по чек-листам или организуют независимую оценку соблюдения обязательных требований
Будет проверяться доступность услуг и объектов инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями.
Раздел «Защита»
Руслан Попов предложил использовать четыре довода, чтобы снизить размер компенсации морального вреда по иску о некачественной медпомощи. Один из них - дефекты медпомощи вызваны особенностями здоровья пациента или течением заболевания. Приводятся образцы вопросов, которые надо ставить перед судебно-медицинскими экспертами.
Моя публикация посвящена вопросам доступности медицинской помощи, игнорирование которых может довести клинику до судебного процесса.
Привожу 4 нарушения со стороны медицинских организаций (на мой взгляд, вполне типичных) и соответствующие судебные решения, карающие за несоблюдение требований доступности.
Вторая публикация Надежды Николенко об увольнении работников по инициативе работодателя. Есть нюансы, несоблюдение которых приведет к судебному спору. О них в статье. Представлены 8 приложений (восемь!), в которых образцы документов, оформляемых при прекращении трудовых отношений. Можно и нужно ими пользоваться!!!
Раздел «Контроль»
Марина Большакова доводит до читателей информацию о том, что Верховный Суд пересмотрел некоторые подходы по спорам о взыскании неустойки. Общее условие о неустойке больше не работает. О том, какие условия работают - узнаете из публикации. Тем более, что она основана на последней судебной практике, которую проанализировала автор. Читайте!
Екатерина Салыгина рассказывает о той обязательной информации, которая должна быть на сайте медицинской организации. Представлен чек-лист для проверки информации о медорганизации на просторах интернета.
Завершает номер Татьяна Гроздова. В Её публикации акцент на проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части организации работы с обращениями граждан в медицинской организации. Приводится обстоятельный образец Порядка организации работы по рассмотрению обращений граждан и иные образцы документов.
Читайте третий номер журнала "Правовые вопросы в здравоохранении" за 2021 год. Ситуации, действия, последствия.
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с использованием нами файлов cookies, Пользовательским соглашением и даете согласие на обработку персональных данных.