Министр здравоохранения Михаил Мурашко выступил на X пленуме ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ. На мероприятии говорили о профильном бюджете на 2025 год, а также о том, как увеличить зарплаты врачей за счет правильной организации работы и экономии. Вопрос становится тем актуальнее, что на следующий год намечен старт пилота проекта по созданию единой системы оплаты труда бюджетников, в том числе медработников, которая с 2027 года должна работать повсеместно. По ее словам, дополнительные деньги пойдут в том числе на индексацию оплаты труда медицинских работников на 13%, чтобы зарплата соответствовала требованиям майских указов президента.
Когда начнется пилотный проект
На пленуме Михаил Мурашко напомнил, что пилотный проект должен стартовать в 2025 году, а полный переход на новую систему оплаты труда — в 2027-м. По словам министра, этот переход будет «обсуждаться отдельно» с участием профсоюза. На вопрос корреспондента «Известий» о том, когда и в каких регионах стартует проект, министр не дал дополнительной информации.
Что предлагает Минздрав
В своем выступлении Михаил Мурашко сосредоточился, по сути, на управлении процессами в здравоохранении: качественная организация деятельности на всех этапах позволит сэкономить деньги в том числе для зарплаты медперсонала, подчеркнул министр.
Один из резервов он видит в использовании технологий в диагностических и лечебных центрах. — Речь идет именно об организационных принципах. Когда медицинская помощь становится высокоэффективной — в регионах появляются высокопотоковые центры без простоя оборудования, где проводят гастроскопию, колоноскопию и другие исследования в поточном варианте, — сказал министр. — Если параллельно внедряется цифровой контур, тогда время врача и медсестры используется максимально эффективно.
По его словам, «бережливые технологии», при которых минимизируются временные затраты персонала, в конечном итоге влияют и на фонд оплаты труда.
Следующий аспект, на который указал чиновник, — это минимизация цен на медицинскую продукцию за счет использования препаратов и изделий российского производства.
— Мы пришли к тому, что 70% препаратов из списка жизненно важных — отечественные. На этом уже получена колоссальная экономия финансовых ресурсов, — заявил министр. — Эффективность в большинстве своем складывается на уровне цифр в пределах 20%. Поэтому для нас развитие производства, науки является экономической составляющей, которая влияет в том числе на нашу заработную плату, поскольку мы эффективно используем ресурсы системы закупок. Всё это в конечном итоге — наша с вами заработная плата. Источник: https://iz.ru/1806879/sergei-guranov/kadram-rezervy-na-skolko-planiruut-povysit-zarplaty-vracam
Мой комментарий
1 Регионы для проведения пилотного проекта по оплате труда в государственном здравоохранении до сих пор не определены. Таковых должно быть три.
Скорее всего список кандидатов уже есть, но его публично М.Мурашко не озвучивает? Почему?
Вероятно потому, что есть определенные федеральные лимиты под зарплатный эксперимент. И в эти ограничения надо уложиться (выбрать три региона), хотя размер финансирования до сих пор в «тумане», что следует из моей публикации
На настоящее время – 18 декабря ответ из МЗ РФ мне не поступил.
2. Теперь о сути подхода М.Мурашко к зарплатному проекту, исходя из озвученного им на профсоюзном мероприятии.
Я его понимаю так: снижайте расходы на осуществление профессиональной и хозяйственной деятельности, высвободившиеся ресурсы направляйте на заработную плату, при этом обеспечьте цели новых национальных проектов: повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году.
Рядовые медицинские работники – лечащий врач с медицинской сестрой влияния на управление процессами в здравоохранении не имеют: они объект управления (кем управляют), а не субъект управления (кто управляет).
Организационные процессы им (лечащий врач, медсестра) в виде «бережливых технологий» спускаются с верху – с уровня администрации БУЗ, которая выступает объектом управления со стороны регионального минздрава, выступающего объектом управления со стороны федерального Минздрава.
Эффективность использования ресурсов создается (задается) организаторами здравоохранения, а не рядовыми медицинскими работниками.
Без грамотного управленца – главного врача БУЗ в совокупности с его замами не только по медицинской части, но и по экономике резерв на зарплату не создать.
Кроме того, если тариф по ОМС не покрывает даже себестоимость медицинской услуги, а региональный бюджет дотационного региона «дырявый» - как создать резерв на дополнительный фонд оплаты труда?
Я не разу не встречался с информацией о том, как кто-то из состава Минздрава России командировался бы в регион и личным примером показал превращение периферийной ЦРБ с кредиторской задолженностью в ЦРБ с «качественной организацией деятельности на всех этапах» 😊.