Блог Ивана Печерея
Компания: МГМСУ им. И. А. Евдокимова, г. Москва
Должность: Доцент кафедры судебной медицины и медицинского права

Непрерывное медицинское образование: курс молодого бойца

05.03.2017 16:09 Комментариев: 9 24034
Правовая регламентация системы непрерывного медицинского образования: вопросов больше чем ответов

В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов для врачебного сообщества является вопрос о необходимости вступления в систему непрерывного медицинского образования с целью прохождения в последующем процедуры аккредитации специалиста, предусмотренной ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ.

Действительно ли нужно вступать в систему непрерывного медицинского образования? Попробуем разобраться.

Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать действующее законодательство. Сразу стоит отметить что определения " системы непрерывного медицинского образования", равно как и "непрерывного медицинского образования" не содержится ни в одном действующим на настоящий момент нормативно-правовом акте. При этом стоит отметить, что Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" поставлена задача создания системы непрерывного медицинского образования. В данном контексте также следует упомянуть ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" в которой говорится о том, что " реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации".

Более конкретен Приказ Минздрава России от 11.11.2013 № 837 "Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях". Так, само его название говорит о том, что речь идет об лишь отработке основных принципов, "обкатке" модели системы НМО, т.е. фактически - о неком эксперименте, результаты которого согласно п. 8 Положения будут направлены в Минздрав специальной организацией - "Всероссийским учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию". Также п. 6 данного Положения, устанавливается, что врачи принимают участие в реализации модели на добровольной основе.

Таким образом, исходя из анализа действующего законодательства можно сделать вывод о том, что вступление в систему НМО для врачей происходит исключительно на добровольной основе, причем вступление врачей в систему НМО фактически подразумевает собой участие медицинских работников в эксперименте по внедрению системы непрерывного медицинского образования.. Однако в настоящее время в ряде регионов имеет место ситуация, когда администрация медицинских организаций заставляет врачей регистрироваться на портале МНО в обязательном порядке, чуть ли не под угрозой увольнения. Почему же так происходит?

На мой взгляд, данная проблема связана с тем, что несмотря на фактическое отсутствие нормативно-правовой базыпо системе НМО в настоящий момент в законодательстве достаточно четко прописан порядок допуска медицинских работников к осуществлению медицинской деятельности.

Так, согласно ч. 6 ст. 101 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ с 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют, лица получившие медицинское или иное образование и свидетельство об аккредитации. То есть уже сейчас согласно федеральному закону у всех практикующих врачей должен быть на руках такой правоустанавливающий документ на занятие медицинской деятельностью как свидетельство об аккредитации, что косвенно подтверждается требованием ст. 65 ТК РФ, устанавливающей обязательное предоставление при заключении трудового договора документа об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний. Свидетельство об аккредитации, наряду с дипломом о медицинском и ином образовании как раз и является одним из таких документов по смыслу Приказа Минздрава России от 06.06.2016 № 352н (устанавливает порядок выдачи свидетельства об аккредитации) и Приказа Минздрава России от 02.06.2016 № 334н (устанавливает Положение об аккредитации).

В свою очередь, таким правоустанавливающим документом также является и сертификат специалиста. Так, ч. 2 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ установлено, что сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. С точки зрения правоприменения, это фактически означает, что лица имеющие подобный сертификат имеют право заниматься медицинской деятельностью до окончания его действия.

И с 2021 года проходить процедуру аккредитации. Данный тезис также подтверждается Приказом Минздрава России от 25.02.2016 N 127н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов". Данный приказ фактически устанавливает, что процедура аккредитации для лиц, получивших медицинское образование до 1 января 2016 года начнется с 2021 года.

По смыслу действующего законодательства основанием для прохождения аккредитации согласно Приказа Минздрава России от 02.06.2016 № 334н является предоставление комиссии отчета за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающий сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации ( портфолио), который должен предоставить каждый доктор, для того чтобы пройти аккредитацию после 2021 года, когда истечет срок действия его сертификата, чтобы работать дальше. И вот тут-то и возникает некоторое непонимание - а что это за индивидуальные профессиональные достижения и программы повышения квалификации и каков порядок их прохождения?

Ответ содержится в проекте Приказа Минздрава "Об утверждении порядков и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях", размещенный на портале НМО. Так, согласно п. 17 данного документа обучение работника в рамках системы непрерывного образования представляет собой самостоятельное формированием работником с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации комплекса образовательных программ повышения квалификации, разрабатываемых образовательными организациями, образовательных мероприятий, реализуемых общественными профессиональными некоммерческими организациями, а также интерактивных образовательных модулей по соответствующей специальности и последующее дискретное освоение данного комплекса, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в течение 5 лет, завершающееся прохождением процедуры аккредитации.

В свою очередь, п.п. 18 - 19 предусмотрено,что для определения трудоемкости индивидуального плана в системе непрерывного образования применяется система зачетных единиц (1 зачетная единица равна 1 академическому часу).

Общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 зачетных единиц с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 зачетных единиц.

В качестве компонентов индивидуального плана реализуются образовательные программы повышения квалификации, направленные на совершенствование имеющихся или освоение новых умений и навыков в рамках имеющейся у работника квалификации, освоение новых знаний умений и навыков с присвоением новой квалификации, а также образовательные программы и дистанционные образовательные модули по наиболее актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, иных заболеваний, оказывающих основное влияние на заболеваемость и смертность населения, продолжительностью не более 36 академических часов, разрабатываемые образовательными организациями для подготовки в рамках системы непрерывного образования .Ежегодный объем освоения образовательных программ составляет не менее 36 зачетных единиц.

Однако на настоящий момент данный проект не является нормативно-правовым актом, следовательно можно констатировать, что новый порядок обучения медицинскими работниками совершенствования своих профессиональных знаний в системе непрерывного медицинского образования в настоящее время не установлен.

Вместе с тем требования действующего законодательства однозначны - с 1 января 2021 медицинские работники у которых истек срок действия сертификата специалиста, для того что бы в дальнейшем иметь право осуществлять медицинскую деятельность, должны пройти процедуру аккредитации, согласно положению, утв. Приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н, а это значит - представить отчет об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации, то есть выполнить требования, порядок выполнения которых в настоящее время отсутствует :).

Чем же эта неопределенность может грозить медицинским работникам?

Тем, что врачи, продлившие сертификат специалиста в период с 1 января 2016 года по настоящий день оказались в неопределенной ситуации, с одной стороны, им предстоит в 2021 и 2022 г. соответственно проходить процедуру аккредитации с предоставлением портфолио, с другой стороны - конкретные требования к содержанию портфолио, а именно общая трудоемкость разделов индивидуального плана, в настоящее время законодательно не установлены, а это значит что врачам придется руководствоваться лишь информацией, размещенной на портале НМО, т.е. информацией, не подкрепленной законодательно.

При этом на портале Минздрава в настоящее время открыты двое ворот для вступления в систему НМО - участие в модели отработки принципов НМО согласно Приказа Минздрава России от 11.11.2013 № 837 (на добровольных началах) , и собственно система НМО, ориентированная, как можно предположить, на тех докторов, которым предстоит пройти аккредитацию после 1 января 2021 после истечения сроков действия их сертификатов, но функционирующая по сути без какого-либо правового обоснования.

Данная неопределенность также заставляет задаться следующими вопросами:

1. Кто должен оплачивать обучение по программам повышения квалификации в рамках НМО?

Поскольку порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным
программам в настоящее время не утвержден, то возникает неопределенность с обязанностью работодателя установленной ч. 4 ст. 196 ТК РФ и п. 1 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, а именно обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Известно множество случаев, когда работодатели отказываются отпускать работников на конференции и оплачивать командировки. Все это конечно оспаривается, но требует определенных усилий и времени.

2. Будет ли принят проект Приказа Минздрава?

Ответ на этот вопрос превращается фактически в гадание на кофейной гуще. К тому же в любое время проект может быть изменен и в него будут внесены какие-либо иные требования. То что он будет изменен - сомнений практически нет, вот только что это будут за изменения, и как они отразятся на коллегах, которые уже сейчас стоят перед необходимостью набирать пресловутые часы - неизвестно.

Итак, подведем итоги:

1. В стране действительно идет эксперимент по "обкатке" принципов НМО в котором каждый может принять участие на добровольной основе.

2. Коллегам, срок действия сертификата которых не истек, можно как дождаться срока истечения сертификата и продлить его в обычном порядке и уже потом решать вопрос - вступать в систему НМО, либо принять участие в программе отработки принципов НМО в соответствии с условиями, установленными Приказом Минздрава России от 11.11.2013 № 837.

3. Для коллег, срок действия сертификата которых закончился после 01.01.2016 рекомендую несмотря на все неопределенности все же вступить в систему НМО. Мне видится, что к 2020 году для тех, кто не успел в 2016 году вступить в систему НМО будут так или иначе сделаны какие-то послабления при прохождении процедуры аккредитации, но это опять - гадание на кофейной гуще.

Очень надеюсь, что в ближайшее время будут приняты соответствующие нормативно-правовые акты, которые как минимум внесут определенность в сложившуюся ситуацию.

Всем добра и пусть нам повезет!
Просмотров: 24034 Комментариев: 9 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Скучно.тот же материал можно было изложить веселее и с чувством юмора
Ответить Ссылка 0
06.03.2017 16:49
Конечно же можно было. Но тогда резко бы возросли риски обвинений в распространении бреда собачьего и психическом нездоровье автора.
Ответить Родитель Ссылка 0
согласен:)
Ответить Ссылка 0
07.03.2017 10:20
Очень надеюсь, что в ближайшее время будут приняты соответствующие нормативно-правовые акты, которые как минимум внесут определенность в сложившуюся ситуацию.

В Сочи на Российском инвестиционном форуме Вероника Скворцова сообщила, что отслеживать процесс непрерывного профессионального образования позволит создаваемый Федеральный регистр врачей.

«Мы сделали электронную систему, в которой каждый врач зарегистрирован под своим номером, это как бляха полицейского, – сказала она. – Этот регистр связан с системой повышения квалификации врачей и с системой аккредитации, что делает процесс прозрачным. Вот такая трехмерная конструкция позволит нам существенно повысить планку качества подготовки наших специалистов. Это серьезная задача, и она должна быть решена деликатно и бережно. Люди, которые работают в системе – мы ими дорожим и планируем делать безболезненные для них движения в правильном направлении».

Из этого заявления мне представляется однозначно следует одно: избежать участия в системе непрерывного медицинского образования независимо от срока действия сертификата не удастся. К чему тогда городить Федеральный регистр врачей?

Поэтому я солидарен с Иваном Печереем и его рекомендациями  - несмотря на все определенности все же вступить в систему НМО .
Ответить Ссылка 0
Иван Давальченко
13.03.2017 08:52
Иван Олегович, тема более чем актуальная, не лишним было бы систематизировать в методических рекомендациях. :)
Ответить Ссылка 0
13.03.2017 10:29
Иван, в виду того что это все в ближайшее время будет на мой взгляд достаточно быстро менятся - методические рекомендации также быстро устареют.:)
Ответить Родитель Ссылка 0
17.03.2017 08:54
Интересно, как выглядит портфолио работников минздрава любого региона(да и РФ тоже)? Что там в части индивидуальных профессиональных достижений?
Ответить Ссылка 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.