Блог Дмитрия Гаганова
Компания: Ассоциация организаторов здравоохранения в онкологии
Должность: Юрисконсульт

Цифровой двойник медицинской организации как основа для привлечения к административной ответственности

29.03.2022 11:57 Комментариев: 0 823
Как вы заметили, название моего сообщения содержит указание на некую сущность, анализ которой в данном докладе я буду производить с нескольких сторон: со стороны теории систем, со стороны теории цифровой медицины, со стороны правовой науки.

Рассмотрим правовые аспекты цифрового двойника медицинской организации. Технологическим аспектам цифровых двойников в медицине посвящено множество работ, гигантский объём информации выложен в интернете – на них мы останавливаться не будем.

Чтобы перейти к понятию «ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК» - калька с английского термина Digital Twins вначале определимся с более первичными концептами.

Есть проблема: цифровой двойник медицинской организации не рассматривается как нематериальное благо. Юридических манипуляций с ним провести невозможно. Теоретически же связь юридического лица и его цифрового двойника ещё не исследована в той, мере, чтобы создать механизмы правовой защиты в этой области.

На сегодняшний день в цифровой медицине возобладал метод «растворения» данных цифрового двойника медицинской организации в многочисленных реестрах и деперсонализированных базах данных с последующей «сборкой» для целей учёта и лицензионного контроля.

Именно на этой «сборке» в целях вменения административной ответственности и создания статуса привлекаемого в соответствии с КоАП РФ лица мы и становимся подробнее.

С точки зрения общей теории систем контроль объекта осуществляется через сравнение с «цифровым двойником» медицинской организации, существующим в автоматизированных информационных системах, в нашем случае – ЕГИСЗ.

Использование цифрового двойника для целей привлечения к административной ответственности с лета прошлого года, а точнее c внесения изменений в нормативно-правовые акты претерпело уже несколько стадий – от декларативности к конкретике «цифрового привлечения» или «цифрового вменения» административной ответственности.

1 сентября 2021 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852 были введены новые требования к лицензированию медицинской деятельности – в нашем случае появились новые основания для привлечения к административной ответственности на основании ст. 14.1. КоАП РФ – для частных медицинских организаций, ст. 19.20 КоАП РФ – для организаций государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с данными требованиями, медицинские организации обязаны разместить в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) сведения:

-о медицинской организации, в Федеральном реестре медицинских организаций (ФРМО);

-о медицинских работниках данной организации, в Федеральном регистре медицинских работников (ФРМР).

Это требование применимо, что для нашего доклада важно - для действующих медицинских организаций (лицензиатов).
Для регистрации в системе действующие медицинские организации должны подать две заявки:

- на создание кабинета медицинской организации в ЕГИСЗ;

- на предоставление доступа конкретным лицам к внесению сведений в систему.

При этом соискателю лицензии к заявке нужно будет приложить также сканокопию подписанного заявления о предоставлении/переоформлении лицензии.

После предоставления доступа указанное в заявке лицо может начать вносить сведения о здании, работниках, используемом медицинском оборудовании. Отметим, что вход на портал осуществляется через учетную запись на Госуслугах физического лица, указанного в заявке.

В том случае, если при осуществление медицинской предпринимательской деятельности установлен факт невнесения таких сведений в ЕГИСЗ юридическое лицо с частной формой собственности или ИП может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, а именно:

- для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток;

- для индивидуальных предпринимателей в виде административного штрафа в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Для медицинских организаций государственной или муниципальной формы собственности – ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, а именно:

для должностных лиц - влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Непредоставление данных в ЕГИСЗ в соответствии с Постановлением – грубое нарушение!

С 01 марта 2022 года все медорганизации вне зависимости от формы собственности обязаны передавать обновлённый в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 140 от 09 февраля 2022 года(далее – Постановление № 140) перечень сведений:
- сведения о медицинских документах пациентов;
- сведения, необходимые для формирования свидетельств о рождении и смерти.
Подробнее – см. Приложение № 1 к Положению о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения - состав информации, размещаемой в ЕГИСЗ (утв. Постановлением № 140)- см. http://pravo-med.ru/news/16734/.


К этим данным, составляющим содержание «цифрового двойника» медицинской организации вне зависимости от профиля помощи, которую она оказывает, следует добавить информацию о реализации программ в рамках национальных проектов.

Осмелюсь предположить, что уже в скором будущем после подключения к централизованным подсистемам цифровой двойник медицинской организации по правовым последствиям будет приравнен к медицинской организации, существующей в реальности.

Первые ласточки уже есть. См. - http://pravo-med.ru/news/16680/.


Казалось бы, в марте сего года ситуация изменилась – с 01 марта 2022 г. пункт 17 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности …» утратил силу – проведение в рамках лицензионного контроля проверок соблюдения лицензиатом при осуществлении им медицинской деятельности лицензионных требований по размещению информации в ЕГИСЗ в соответствии со ст. 91.1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» НЕ БУДЕТ проводиться с использованием сведений, содержащихся в ЕГИСЗ.

Но покой нам только снится – с первого марта начал действовать оценочный лист проверки соответствия медорганизаций лицензионным требованиям, где контрольными вопросами под номерами 14 и 15 – размещены ли сведения об организации и о медработниках в ЕГИСЗ.

При этом, Постановление Правительства № 181 установило процедуру оценки лицензиата лицензионным требованиям с использованием дистанционного формата, что позволяет привлекать юрлицо с использованием данных, составляющих содержание цифрового двойника уже по однозначным правилам, что в совокупности с введение проверочных листов сужает возможности для защиты привлекаемого лица в процессе привлечения к административной ответственности.
.
Просмотров: 823 Комментариев: 0 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.