Блог главного редактора
Компания: ООО "Центр медицинского права"
Должность: Управляющий

Объединения потребителей - новые субъекты правоотношений в системе ОМС, заинтересованные в судебных спорах

10.02.2018 07:40 Комментариев: 2 446
Все мы прекрасно знаем, что на территории каждого региона осуществляют свою деятельность территориальный фонд обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации и медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в системе ОМС для застрахованных.



Система ОМС.jpg

По действующему законодательству территориальный фонд обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации занимаются защитой нарушенных прав и интересов застрахованных.

Защита застрахованного.jpg

Между тем не для кого не является секретом, что работники территориального фонда ОМС, страховых компаний – это, как правило, бывшие работники органов управления здравоохранения, врачи - клиницисты или врачи с сертификатами организаторов здравоохранения.

Поэтому между медицинскими организациями, территориальными фондами и медицинскими страховщиками всё равно существуют неформальные отношения, вызванные тем, что врачи остаются врачами, даже если они призваны играть на поле пациентов (застрахованных).

Корпоративная солидарность.jpg

Корпоративная солидарность коллег по цеху есть всегда и везде, будь то врачи, адвокаты, судьи, военные …

Поэтому территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации стараются по возможности не доводить до судов последствия нарушений прав застрахованных, например, оказание медицинских услуг с пороками безопасности с причинением вреда здоровью или нарушение прав застрахованного на получение бесплатной медицинской помощи, когда медицинская организация в силу тех или иных причин продает медицинские услуги застрахованному, хотя они должны оказываться бесплатно в системе ОМС согласно территориальной программы госгарантий.

Даже если дело доходит до суда ни территориальный фонд ОМС, ни страховая медицинская организация какого-либо имущественного интереса при удовлетворении иска застрахованного не имеют.

Их интерес заключается в предоставление отчётности в ФФ ОМС о том, что в интересах застрахованного был инициирован судебный процесс и через судебное постановление права и интересы застрахованного были защищены.

Но ничего вечного не бывает. Ситуация меняется. Уже пошел шестой год, как постановлением Пленума Верховного Суда России № 17на отношения в системе обязательного медицинского страхования стал распространяться Закон о защите прав потребителей,

Пленум ВС РФ.jpg

в статье 13 которого содержится следующая правовая норма: если в добровольном порядке требования потребителя (застрахованного) вызванные нарушением его прав не были удовлетворены, то при наличии судебного постановления взыскивается штраф в размере 50 % от суммы, взысканной по решению суда.

Штраф потребителю.jpg

При этом если с заявлением в защиту прав застрахованного выступило общественное объединение потребителей, то 50 % от суммы штрафа взыскивается в пользу общества по защите прав потребителей. Это означает, что застрахованный делится половиной суммы штрафа с обществом по защите прав потребителей.

Штраф объединению потребителей.jpg

Следовательно, появляется ещё один субъект правоотношений в системе обязательного медицинского страхования, имеющий материальный интерес по использованию именно судебного механизма защиты прав застрахованного.

Общесто потребителей в ОМС.jpg

В апреле 2017 года проходило заседание Президиума госсовета по вопросу о национальной системе защиты прав потребителей. На нём прозвучала информация что в 2016 году в России действовало около 2000 потребительских объединений.

2000 Обществ потребителей.jpg

Можно предположить, что в 2018 году их явно не стало меньше.

Значит, у части из них несомненно будет интерес переводить досудебные споры застрахованных в системе ОМС на стадию судебных разбирательств, где общественные объединения потребителей будут выступать с исками в защиту интересов застрахованных и при выигрыше дела получать свою долю штрафа.

Общесто потребителей в суд.jpg

Приведу пример 2018 года из Алтайского края.

Межрегиональная общественная организация по защите прав потребителей "Робин Гуд" обратилась в Рубцовский городской суд Алтайского края в интересах застрахованной по ОМС с иском к КГБУЗ "Городская больница N 2, г. Рубцовск", КГБУЗ "Городская больница N 1, г. Рубцовск" о взыскании с больниц денежной компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи в размере 300 000 рублей; наложении на ответчика штрафа в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, 50% от которого взыскать в пользу Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Робин Гуд".

Робин Гуд.jpg

Суд в решении от 18 января 2018 года установил обстоятельства нарушения прав потребителя (застрахованного) некачественным оказанием медицинских услуг и пришел к выводу о том, что действиями ответчиков истице причинены физические и нравственные страдания, в частности: физическая боль, нарушение сна, чувство неполноценности, а несвоевременная диагностика у потребителя имевшегося перелома хирургической шейки левой плечевой кости без соответствующей иммобилизации привела к удлинению срока консолидации и посттравматической реабилитации полученной травмы.

Поэтому взыскал с каждой из больниц в пользу застрахованной компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., штраф в размере 7500 руб. И по 7500 рублей с каждой из больниц в пользу Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Робин Гуд".

Решение суда.jpg

Итого, застрахованная получила всего 75000 рублей: из них 60000 рублей компенсация морального вреда и 15 000 рублей штрафа, а объединение потребителей получило 15 000 рублей штрафа.

Решение суда суммы.jpg

Какой вывод из этой информации?

1.Необходимо внимание бюджетного здравоохранения, работающего в обязательном медицинском страховании, к потребительскому законодательству.

2.Объединения потребителей - новые субъекты правоотношений в системе ОМС, которые будут мотивировать застрахованных обращаться в суды.
Просмотров: 446 Комментариев: 2 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Чем еще подкупают объединения потребителей потенциальных истцов - отсутствием предоплаты за юридические услуги. В итоге потребитель идет не к адвокатам/юристам, а в такие объединения.
Но это в целом по спорам в сфере защиты прав потребителей.
По "медицинским" делам добиться удовлетворения заявленных требований намного сложнее, чем по покупке телефона с недостатками, тут нужны специальные знания.
А в целом - да, им интереснее довести дело до суда и получить в том числе и часть штрафа...но с другой стороны - часто ли медорганизации по ОМС добровольно удовлетворяют требования о компенсации морального вреда? Мне таких случаев неизвестно.
Ответить Ссылка 0
А у меня за более чем 13-летний практический стаж в сфере медицинского права не было ни одного судебного дела против  бюджетных стом.клиник, из чего я делаю вывод, что эта группа медицинских организаций научилась находить досудебные выходы из конфликтных ситуаций.
Ответить Ссылка 0