Блог главного редактора
Компания: ООО "Центр медицинского права"
Должность: Управляющий

Поскольку даже в условиях низкой нехватки врачей выполняются цели программы госгарантий, то надо ли говорить о дефиците кадров?

21.11.2022 00:00 Комментариев: 0 267
5-17 ноября в Москве проходит очередной онкологический конгресс.

1 эмблема.jpg

На сайте Vademecum была размещена информация о выступлении на нем заместителя министра здравоохранения РФ Татьяны Семеновой о кадровом состоянии онкологической службы.

Извлечения из публикации.

По словам зам. министра, сейчас на федеральном уровне нет универсальных способов определить точную нехватку врачей-онкологов, если опираться только на данные Росстата либо на федеральный регистр медработников. Работающих на конец 2021 года 8 925 взрослых онкологов может быть достаточно, чтобы закрыть потребность регионов, но только при правильно настроенной «организационно-методической» модели.
Под такой моделью замминистра подразумевает налаженную систему первичной диагностики рака, широкое использование телемедицины и информационных технологий, корректную маршрутизацию пациента и алгоритмы диспансерного наблюдения.

«Ответ, есть ли [в стране] дефицит [онкологов], лежит на уровне региональных органов в сфере охраны здоровья, муниципалитетов и медорганизаций, – рассуждала Семенова, – потому что ключевая задача – обеспечить жителей качественной медпомощью. <…> На мой взгляд, сколько бы онкологов ни было, если терапевты, врачи общей практики и узкие специалисты не являются армией врача-онколога, которая работает с ним для достижения целей, а цифровые технологии не становятся помощью врача, <…> то мы никогда не достигнем нужной укомплектованности».

Татьяна Семенова уверена, что если даже в условиях низкой формальной (штатной) нехватки врачей выполняются цели программы госгарантий, то было бы «не очень верно» говорить о необходимости привлекать в отрасль «еще тысячи специалистов» и заявлять об «истинном» дефиците кадров.

Мой комментарий

1. Начну с последнего тезиса зам министра.

Цели государственной программы государственных гарантий – обеспечить конституционное право граждан на получение бесплатной медицинской помощи, которая формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

Если врачей по штату в поликлинике (больнице) меньше чем положено, а медицинская помощь все равно полноценно оказывается без посягательств на конституционные права граждан (такова оценка Татьяны Семеновой), то не пора ли Минздраву урезать штатные нормативы для БУЗов, чтобы не поднималась тема дефицита кадров? Как просто решается проблема! Или все же что-то не так с реальным достижением целей программы госгарантий – отчеты и жизненные ситуации различаются ?

2. Ответственность за невыявление онкопатологии на самой ранней лежит на региональных минздравах и на медицинских организациях, не способных добиться, чтоб терапевты, врачи общей практики и узкие специалисты были авангардом онконастороженности. Между тем, правовое регулирование создания потребности стать авангардом в армии врачей-онкологов лежит в сфере Минздрава РФ.

Совсем недавно была моя публикация о том, что онкологические заболевания при проведении диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения не выявляются. Напомню, что МЗ РФ спрогнозировано на 2022 год впервые выявленной онкопатологии – 83 000 случаев. На 1 августа выявлено 329 случаев. Осталось выявить для выполнения плана в 2022 году 83 000 – 329 случаев = 82 671 случай.

Почему Татьяна Семенова не обозначила данную проблему и не предложила механизмы исправления катастрофической ситуации? Разве за это отвечают региональные минздравы и БУЗы?

3. Правильно настроенная «организационно-методическая» модель - это налаженная система первичной диагностики рака, широкое использование телемедицины и информационных технологий, корректная маршрутизация пациента и алгоритмы диспансерного наблюдения.

Подходы к надлежащей модели (её концепция) - обоснованные. У меня сомнения не вызывает. Авторство концепции за минздравом. Но не работает так, как хотелось бы федеральному минздраву. Что не так? Нежелание или невозможность её реализовать?
Просмотров: 267 Комментариев: 0 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.