Блог главного редактора
Компания: ООО "Центр медицинского права"
Должность: Управляющий

Правомерность освоения интерактивных образовательных модулей по клиническим рекомендациям в личное время врача

12.08.2024 07:40 Комментариев: 0 525
Стали поступать вопросы по правомерности освоения интерактивных образовательных модулей в личное время.

Обозначу свою позицию. Но сначала тот документ, который запустил внеплановое обязательное повышение квалификации врачей.

1 На сайт.jpg


МОЙ КОММЕНТАРИЙ

1. По 323-ФЗ медицинская помощь оказывается на основе клинических рекомендаций (КР).

Это значит: размещенные на портале Минздрава КР должны использоваться врачами в повседневной практике, что по смыслу подразумевает знание ими содержания КР.

Под это заточены требования внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, критерии качества медицинской помощи.

Углубленное изучение КР предполагается в процессе непрерывного медицинского образования и подтверждается прохождением первичной (периодической) аккредитации.

2. Вероятно, по инициативе МЗ РФ, м.б лично Татьяны Семеновой на НМФО были созданы интерактивные образовательные модули, позволяющие более многообразно и взаимозависимо показывать роль КР в повседневной профессиональной деятельности врача.

Но на такую заботу МЗ о повышении квалификации врачи не откликнулись, поэтому и потребовалось использовать властную вертикаль в государственной системе здравоохранения.

2. Руководителям исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечить:

- освоение медицинскими работниками субъектов Российской Федерации интерактивно-образовательных модулей по клиническим рекомендациям в соответствии с разработанными графиками в полном объеме.
Срок: до 1 января 2025 года.

- мониторинг освоения медицинскими работниками субъектов Российской Федерации интерактивно-образовательных модулей по клиническим рекомендациям и информирование Минздрава России по результатам данного мониторинга.
Срок: 1 сентября, 1 декабря 2024 года, 1 января 2025 г.

Властная вертикаль: федеральный МЗ – региональные МЗ получила свое распространение дальше: региональный МЗ – главные врачи БУЗ с переходом на вертикаль: главный врач БУЗ – врачи.

Именно главным врачам БУЗ необходимо отчитываться о том, как идет освоение ИОМ к 1 сентября, 1 декабря 2024 года, 1 января 2025 г.

Может ли главный врач своим приказом вменить врачам освоение ИОМ в некотором объеме к обозначенным датам?

Поскольку работодатель по законодательству отвечает за повышение квалификации медиков, то ответ однозначно положительный, но … работодатель властен над медработниками только в период рабочего времени последних, а это значит, что, вменяя обязанности освоить ИОМ, он должен и предоставить время в течении рабочего дня для их качественного освоения.

Само собой разумеется, что освоение ИОМ должно происходить вне совмещенной иной профессиональной деятельности (прием пациентов, проведение исследований и пр.)

Второй вариант – купить у врача стоимость его личного времени через дополнительные стимулирующие выплаты: взаимодействуете с ИОМ дома, после подтверждения освоения получаете дополнительный стимулирующие выплаты.

По здравому смыслу освоение ИОМ должно идти в рабочее время без совмещенной профессиональной деятельности или в личное время на условиях стимулирования.

Едва ли МЗ и Татьяна Семенова проводили какие-то исследования о возможностях освоения ИОМ в период рабочего времени.

По российской действительности (по факту) взаимодействие с ИОМ вменено в период рабочего времени без каких-то резервов на это или формально с резервами, но без их фактического наличия 😊.

Полагаю, что в результате к мониторируемым датам контрольные цифры освоения ИОМ станут близки к 100 % (способы освоения ИОВ есть /один за всех, поручить за деньги сторонним ресурсам и др./)

Формально повышение квалификации произойдет. А реальное?

3. Можно ли врача привлечь к дисциплинарной ответственности, если он не выполнил приказ главного врача об освоении ИОМ к контрольным датам?

Можно, если врачу реально было предоставлено рабочее время, и он имел возможность им воспользоваться.

Если же возможности не было, то дисциплинарная ответственность наступает лишь при наличии вины работника.

4. И в заключении мое видение возможности превращения формальности в реальную пользу для врача.

Создание гибкой системной структуры

Важно разработать систему, которая будет учитывать индивидуальные потребности и загруженность врачей. Обязанность работодателей — обеспечить сотрудников достаточным временем для обучения, а также внедрить график, в который будет включено обучение в рабочие часы.

Учет мнения врачей при разработке курсов


При создании ИОМ необходимо учитывать мнение врачей о том, какие темы являются наиболее актуальными и полезными. Это поможет повысить интерес к обучению и его эффективность.

Разработка методов оценки эффективности

Необходимо регулярно проводить опросы среди врачей для оценки качества образовательных модулей и их актуальности. Количественные показатели можно дополнить качественными оценками восприятия материалов.

Создание условий для обсуждения и взаимодействия

Учебный процесс должен включать возможность обсуждения полученных знаний с коллегами. Это позволит врачу не только усваивать информацию, но и обмениваться мнениями, что повышает понимание материала.

Обучение на основе практики

Вместо теоретического подхода обучение должно включать элементы практического применения клинических рекомендаций, что поможет врачам лучше адаптировать новые знания в своей повседневной практике.

Обратная связь и оптимизация контента

Накапливать данные о сложности восприятия материалов для их оптимизации и повышения удобства использования. Это позволит избежать ситуации, когда врачи отказываются от обучения из-за его неэффективности.
Просмотров: 525 Комментариев: 0 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.