Стали поступать вопросы по правомерности освоения интерактивных образовательных модулей в личное время.
Обозначу свою позицию. Но сначала тот документ, который запустил внеплановое обязательное повышение квалификации врачей.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ1. По 323-ФЗ медицинская помощь оказывается на основе клинических рекомендаций (КР).
Это значит: размещенные на портале Минздрава КР
должны использоваться врачами в повседневной практике, что по смыслу подразумевает знание ими содержания КР.
Под это заточены требования внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, критерии качества медицинской помощи.
Углубленное изучение КР предполагается в процессе непрерывного медицинского образования и
подтверждается прохождением первичной (периодической) аккредитации.
2. Вероятно, по инициативе МЗ РФ, м.б лично Татьяны Семеновой на НМФО были созданы интерактивные образовательные модули, позволяющие более многообразно и взаимозависимо показывать роль КР в повседневной профессиональной деятельности врача.
Но на такую заботу МЗ о повышении квалификации врачи
не откликнулись, поэтому и потребовалось использовать властную вертикаль в государственной системе здравоохранения.
2. Руководителям исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечить:
- освоение медицинскими работниками субъектов Российской Федерации интерактивно-образовательных модулей по клиническим рекомендациям в соответствии с разработанными графиками в полном объеме. Срок: до 1 января 2025 года.
- мониторинг освоения медицинскими работниками субъектов Российской Федерации интерактивно-образовательных модулей по клиническим рекомендациям и информирование Минздрава России по результатам данного мониторинга. Срок: 1 сентября, 1 декабря 2024 года, 1 января 2025 г. |
Властная вертикаль: федеральный МЗ – региональные МЗ получила свое распространение дальше: региональный МЗ – главные врачи БУЗ с переходом на вертикаль: главный врач БУЗ – врачи.
Именно
главным врачам БУЗ необходимо отчитываться о том, как идет освоение ИОМ к 1 сентября, 1 декабря 2024 года, 1 января 2025 г.
Может ли главный врач своим приказом вменить врачам освоение ИОМ в некотором объеме к обозначенным датам?
Поскольку работодатель по законодательству отвечает за повышение квалификации медиков, то ответ однозначно положительный, но … работодатель властен над медработниками
только в период рабочего времени последних, а это значит, что, вменяя обязанности освоить ИОМ, он должен и предоставить время в течении рабочего дня для их качественного освоения.
Само собой разумеется, что освоение ИОМ должно происходить вне совмещенной иной профессиональной деятельности (прием пациентов, проведение исследований и пр.)
Второй вариант – купить у врача стоимость его личного времени через дополнительные стимулирующие выплаты: взаимодействуете с ИОМ дома, после подтверждения освоения получаете дополнительный стимулирующие выплаты.
По здравому смыслу освоение ИОМ должно идти в рабочее время без совмещенной профессиональной деятельности или в личное время на условиях стимулирования.
Едва ли МЗ и Татьяна Семенова проводили какие-то исследования о возможностях освоения ИОМ в период рабочего времени.
По российской действительности (по факту) взаимодействие с ИОМ вменено в период рабочего времени без каких-то резервов на это или формально с резервами, но без их фактического наличия 😊.
Полагаю, что в результате к мониторируемым датам контрольные цифры освоения ИОМ станут близки
к 100 % (способы освоения ИОВ есть /один за всех, поручить за деньги сторонним ресурсам и др./)
Формально повышение квалификации произойдет. А реальное?
3. Можно ли врача привлечь к дисциплинарной ответственности, если он не выполнил приказ главного врача об освоении ИОМ к контрольным датам?
Можно, если врачу реально было предоставлено рабочее время, и он имел возможность им воспользоваться.
Если же возможности не было, то дисциплинарная ответственность наступает лишь при наличии вины работника.
4. И в заключении мое видение возможности превращения формальности в реальную пользу для врача.
Создание гибкой системной структуры
Важно разработать систему, которая будет учитывать индивидуальные потребности и загруженность врачей. Обязанность работодателей — обеспечить сотрудников достаточным временем для обучения, а также внедрить график, в который будет включено обучение в рабочие часы.
Учет мнения врачей при разработке курсовПри создании ИОМ необходимо учитывать мнение врачей о том, какие темы являются наиболее актуальными и полезными. Это поможет повысить интерес к обучению и его эффективность.
Разработка методов оценки эффективностиНеобходимо регулярно проводить опросы среди врачей для оценки качества образовательных модулей и их актуальности. Количественные показатели можно дополнить качественными оценками восприятия материалов.
Создание условий для обсуждения и взаимодействияУчебный процесс должен включать возможность обсуждения полученных знаний с коллегами. Это позволит врачу не только усваивать информацию, но и обмениваться мнениями, что повышает понимание материала.
Обучение на основе практикиВместо теоретического подхода обучение должно включать элементы практического применения клинических рекомендаций, что поможет врачам лучше адаптировать новые знания в своей повседневной практике.
Обратная связь и оптимизация контентаНакапливать данные о сложности восприятия материалов для их оптимизации и повышения удобства использования. Это позволит избежать ситуации, когда врачи отказываются от обучения из-за его неэффективности.