Статслужба опубликовала исследование о потребности среднего и крупного бизнеса России в сотрудниках (за исключением компаний из сфер финансов, государственного управления и обеспечения военной безопасности, деятельности общественных и экстерриториальных организаций). Обследование проводится раз в два года, свежие данные представлены за 2024 год.
Согласно данным ведомства, в России среди врачей скорой медицинской помощи и парамедиков не закрыты 19% вакансий, провизоров — 15,5%, фармацевтом — 15,4%, а диетологов и специалистов по рациональному питанию — 14,9%.
Пятерку позиций с наибольшей долей вакансий замыкают врачи общей практики — 13,3%. Еще 12,3% мест вакантно среди физиотерапевтов, 11,3% — специалистов по медицинскому уходу, 10,4% — среднего медперсонала скорой помощи, 10,2% — врачей-специалистов и 9,9% — оптиков-оптометристов
.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ
После оглашения данных Росстата за 2024 год, согласно которым почти каждая пятая вакансия среди врачей скорой медицинской помощи и парамедиков остаётся незаполненной, становится особенно очевидным, что текущая государственная политика в сфере привлечения и удержания кадров в экстренной медицине — крайне неэффективна. Более того, можно сказать, что она продемонстрировала свою недальновидность и даже некомпетентность в решении насущных проблем системы здравоохранения.
Врачи скорой помощи ежедневно сталкиваются с тяжёлыми физическими и эмоциональными нагрузками. Именно от их оперативности зависит жизнь пациента. Однако, несмотря на высокий уровень ответственности, эта категория медиков до сих пор не включена в число тех, кто получает специальные социальные выплаты. Исключение сделано лишь для сотрудников ЦРБ и РБ, тогда как городские бригады остались вне этих мер поддержки. Это грубое разграничение противоречит не только логике, но и здравому смыслу, поскольку условия работы скорой службы в мегаполисах часто не менее напряженные, чем в отдалённых районах.
С точки зрения трудового права, государство обязано обеспечивать равные условия труда и социальной защиты всем работникам бюджетной сферы, особенно тем, кто находится «на передовой» оказания первой помощи. Однако, как показывает статистика, именно скоропомощники испытывают наибольший дефицит государственного внимания. В условиях, когда 19% вакансий остаются свободными, это уже не просто административный просчёт — это системная проблема, которая может стоить человеческих жизней.
Государственные механизмы по привлечению молодых специалистов, такие как практика допуска студентов старших курсов к реальным вызовам, хотя и выглядят как шаг вперёд, на деле не заменяют полноценное государственное регулирование в этой сфере. Без должных гарантий занятости, достойного уровня оплаты труда и социальной поддержки, эти меры будут лишь временным пластырем на глубокую рану.
Кроме того, сложившаяся ситуация прямо нарушает принципы социальной справедливости и равенства, закреплённые в Конституции Российской Федерации. Медики скорой помощи, работающие в городах, спасают жизни точно так же, как и их коллеги в сельской местности. Им также необходимы дополнительные гарантии, компенсации за вредные условия труда и индексация зарплат с учётом реальных расходов и нагрузки.
Вывод напрашивается сам собой: если государство не предпримет срочных и масштабных мер по улучшению условий труда работников скорой медицинской помощи, кадровый голод будет только увеличиваться. Дефицит персонала уже сегодня приводит к задержкам в оказании помощи, а значит — к росту летальных исходов и ухудшению качества здравоохранения в целом.
Вопрос остаётся открытым: сделает ли государство выводы? Или ещё несколько лет будут проходить под лозунгами повышения эффективности, в то время как реальные проблемы остаются без решения?
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с использованием нами файлов cookies, Пользовательским соглашением и даете согласие на обработку персональных данных.