Актуальные новости о здравоохранении, правовых аспектах и охране здоровья для профессионалов и интересующихся
Подписаться в TelegramАлександр, есть Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств". Оно будет Вам подспорьем в Ваших делах. Для ответа на Ваш вопрос приведу цитату из статьи: "Проведение медосмотров на автопредприятии. (Панкратова А.В.). ("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 6).
"Кому доверить медицинский осмотр?
Во всей процедуре проведения данного мероприятия это, пожалуй, один из наиболее спорных вопросов. Причина в том, что услуги по проведению медосмотров (предрейсовых, послерейсовых) относятся к медицинской деятельности, которая подлежит обязательному лицензированию (см. пп. 46 п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании <6>). Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи (п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности <7>). Предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводятся в рамках оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, поэтому на законных основаниях их могут осуществлять только лица, имеющие лицензию на право оказания этих услуг в составе медицинской деятельности. Но означает ли это, что перевозчик обязан заключать договор на проведение медосмотров с лицензированным медицинским учреждением? Судебные решения говорят об обратном.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
<7> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (Это Постановление утратило силу, сейчас применяется Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, в нем п. 3, а не 4 как указано в утратившем силу Постановлении, примечание мое).
В Постановлении ФАС СКО от 24.11.2010 N А53-6995/2010, в частности, сказано, что требование о необходимости иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной. Однако в данном деле основным видом деятельности общества были пассажирские автотранспортные перевозки. Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей общества осуществляют медработники, прошедшие подготовку по соответствующей программе и имеющие соответствующие сертификаты. В итоге суд пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, при которых отсутствие у пассажирского перевозчика лицензии на медицинскую деятельность создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц от деятельности общества по проведению предрейсовых осмотров в своем медпункте.
К сведению. Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств приведена в отдельном Приложении N 8 к Приказу Минздрава России от 14.07.2003 N 308.
Действующими правовыми актами не предусмотрено требований о наличии у лица, состоящего в штате организации или предпринимателя и осуществляющего свои трудовые обязанности по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей, лицензии на ведение медицинской деятельности. Получение данной лицензии - обязанность лица, осуществляющего такую деятельность как самостоятельную предпринимательскую. Бизнес перевозчика - оказание транспортных услуг, поэтому на него не может быть возложена обязанность получать указанную лицензию (Определение Московского областного суда от 23.11.2010 N 33-21125).
Аналогичное решение вынесено в Постановлении ФАС УО от 21.07.2010 N Ф09-5496/10-С1. Проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей могут медицинские работники, прошедшие специальную подготовку и имеющие соответствующие свидетельства. Как следует из материалов дела, предрейсовые осмотры водителей организации проводились начальником службы эксплуатации и медсестрой. У них имелись дипломы медицинского колледжа и свидетельства о специальной подготовке "Проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих осмотров водителей транспортных средств". Кроме того, согласно справке и трудовой книжке медсестра работает в кардиологическом отделении муниципального учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть", которое имеет лицензию на выполнение работ по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. В таких обстоятельствах организации нет необходимости получать лицензию на проведение медицинских осмотров и не нужно привлекать к этому работников организаций (индивидуальных предпринимателей), имеющих лицензию на данный вид деятельности.
С этим решением арбитражного суда согласилась Коллегия ВАС в Определении от 13.11.2010 N ВАС-15270/10, что лишний раз подтверждает обоснованность и правомерность высказанной позиции: медосмотр может проводиться квалифицированным сотрудником транспортной компании, имеющим соответствующий диплом и свидетельство о специальной подготовке.
Даже если перевозчик решил подстраховаться и проводить осмотр силами медицинского учреждения, ему не обязательно отправлять туда водителей. Предрейсовые медосмотры медработник может проводить как в условиях медицинского учреждения, так и на базе транспортной организации. Проведение медосмотров по адресам, не указанным в лицензии, не является нарушением лицензионных требований к медицинской деятельности (Постановление ФАС УО от 12.01.2010 N Ф09-10698/09-С1).