Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Параньгинская центральная районная больница" 2 октября 2015 года привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде предупреждения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 октября 2015 г. по делу N А38-4494/2015

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Коновалова И.М.

рассмотрел по правилам упрощенного производства дело по заявлению Прокурора Параньгинского района Республики Марий Эл к ответчику Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Параньгинская центральная районная больница" (ИНН 1211000636, ОГРН 1021200696340) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ третье лицо Министерство здравоохранения по Республике Марий Эл

без вызова сторон

установил:

Прокурор Параньгинского района Республики Марий Эл обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Параньгинская центральная районная больница" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В заявлении и дополнении к нему изложены доводы о том, что ответчиком в нарушение подпункта д пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности) не представлены документальные доказательства, подтверждающие наличие у врача-хирурга сертификата специалиста по специальности "Детская хирургия".

Действия государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Параньгинская центральная районная больница" (далее - ГБУ РМЭ "Параньгинская ЦРБ"), по мнению заявителя, образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Прокурор Параньгинского района Республики Марий Эл просит признать ответчика виновным в совершении правонарушения и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 5-7, 123).

Ответчик, извещенный о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, письменный отзыв на заявление по предложению арбитражного суда не представил (л.д. 89).

Третье лицо, извещенное о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, письменный отзыв на заявление и документальные доказательства по предложению арбитражного суда не представило (л.д. 90).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд считает необходимым привлечь государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Параньгинская центральная районная больница" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Параньгинская центральная районная больница" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1021200696340, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 63, 64, 77-86). По смыслу пункта 2.4 Устава ГБУ РМЭ "Параньгинская ЦРБ" и пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ответчик осуществляет медицинскую деятельность (л.д. 67-76).

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Параньгинская центральная районная больница" имеет лицензию от 28.05.2014 N ЛО-12-01-000548, выданную Министерством здравоохранения Республики Марий Эл, на осуществление медицинской деятельности, в том числе работ по детской хирургии, по адресу: Республика Марий Эл, Параньгинский район, пгт. Параньга, ул. Чапаева, д. 13 (л.д. 19-22, 94-102).

На основании анонимного обращения 27.07.2015 помощником прокурора Параньгинского района проведена проверка соблюдения ответчиком требований о лицензировании медицинской деятельности.

По результатам проверки в присутствии двух понятых и представителя ответчика составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от

27.07.2015, в котором зафиксировано, что врачом-хирургом Габдуллиной А.Г. проведена операция по циркумцизио Мухамедьянову Т.Р. (л.д. 15-16). В ходе проверки установлено, что Мухамедьянов Т.Р. является несовершеннолетним гражданином, а у Габдуллиной А.Г. отсутствует сертификат специалиста по специальности "Детская хирургия".

В письменных объяснениях от 24.07.2015 и 27.07.2015 главный врач государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Параньгинская центральная районная больница" Сагидуллин И.М., заместитель главного врача Габдуллина Н.Б. и врач-хирург Габдуллина А.Г. признали событие выявленного административного правонарушения (л.д. 13, 14. 17).

27.07.2015 прокурором Параньгинского района Республики Марий Эл в отношении ГБУ РМЭ "Параньгинская ЦРБ" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором действия ответчика квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 9-10).

В соответствии с правилами части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и главы 25 АПК РФ прокурор Параньгинского района Республики Марий Эл обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Параньгинская центральная районная больница" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Правомерность заявления административного органа проверена арбитражным судом по правилам главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с нормами административного законодательства.

Предмет доказывания определен законом. Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из анализа имеющихся доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Параньгинская центральная районная больница" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку ответчиком допущены нарушения лицензионных требований при осуществлении им предпринимательской деятельности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным законом.

При этом по смыслу статей 3 и 8 Федерального закона N 99-ФЗ такая деятельность может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом при обязательном соблюдении лицензионных требований.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности.

Согласно нормам указанного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии (пункт 4 Положения), а также требования, установленные пунктом 5 Положения.

Согласно подпункту д пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является, в том числе, наличие заключивших с соискателем лицензии трудовых договоров работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

Из материалов дела следует, что в государственном бюджетном учреждении Республики Марий Эл "Параньгинская центральная районная больница" врач-хирург осуществил хирургическую операцию детского возраста, не имея сертификата специалиста по специальности "Детская хирургия".

Так, 14.07.2015 врачом-хирургом Габдуллиной А.Г. на основании договора возмездного оказания медицинских услуг N 1 483 от 14.07.2015 (л.д. 23, 25, 26, 27, 28) проведена операция по циркумцизио несовершеннолетнему Мухамедьянову Т.Р.

По смыслу Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н (далее - Единый квалификационный справочник должностей),

хирургические операции при экстренной и плановой патологии детского возраста выполняет врач - детский хирург.

Согласно Единого квалификационного справочника должностей и Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н, квалификационными требованиями, предъявляемыми к врачу - детскому хирургу, являются наличие высшего профессионального образования по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", послевузовского профессионального образования (интернатуры или ординатуры) и сертификата специалиста по специальности "Детская хирургия".

Габдуллина А.Г., заключившая 01.04.2005 трудовой договор с государственным бюджетным учреждением Республики Марий Эл "Параньгинская центральная районная больница" (л.д. 61-62), не отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к врачу - детскому хирургу, у нее отсутствует сертификата специалиста по специальности "Детская хирургия". Так, Габдуллина А.Г. имеет высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", прошла одногодичную специализацию (интернатуру) по специальности "Хирургия" (л.д. 131), имеет сертификат специалиста по специальности "Хирургия" (л.д. 129).

Протоколом осмотра от 27.07.2015, объяснениями Габдуллиной А.Г., Габдуллиной Н.Б., Сагидуллина И.М., постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, договором возмездного оказания медицинских услуг N 1 483 от 14.07.2015, прейскурантом от 09.01.2015, актом N 125 от 14.07.2015, приходным кассовым ордером от 15.07.2015, квитанцией от 14.07.2015, реестром сдачи документов по приходу-расходу материальных ценностей от 14.07.2015, свидетельством о рождении Мухамедьянова Т.Р., амбулаторной картой Мухамедьянова Т.Р., выписками из журнала учета операций на 2015 год, журнала для регистрации исследований имунно-ферментного анализа на 2015 год, журнала исследований на ВИЧ и гепатита В и С, журнала для регистрации общих анализов крови на 2015 год, журнала регистрации исследований микрореакции преципикации на 2015 год, удостоверением N 57 от 30.06.1987, дипломом НВ N 522575 от 28.06.1986 (л.д. 9-10, 13, 14, 15-16, 17, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29-34, 35, 36, 37, 38-41, 42-59, 104-121, 131, 132) подтверждается, что врач - хирург Габдуллина А.Г. осуществила хирургическую операцию детского возраста Мухамедьянову Т.Р., не имея сертификата специалиста по специальности "Детская хирургия".

Таким образом, арбитражным судом признается установленным и доказанным совершение государственным бюджетным учреждением Республики Марий Эл "Параньгинская центральная районная больница" правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выражающегося в нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, установленных подпунктом "д" пункта 4 и пунктом 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности.

Арбитражный суд первой инстанции делает вывод о том, что при проведении проверки, составлении протокола осмотра, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении процессуальные права и законные интересы лица, в

отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, прокурором полностью соблюдены.

Арбитражным судом не установлено нарушений процессуальных прав и законных интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при проведении проверки и составлении протокола осмотра законный представитель ответчика участвовал (л.д. 15-16). Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в присутствии главного врача ГБУ РМЭ "Параньгинская ЦРБ" (л.д. 9-10). Процессуальных нарушений при проведении осмотра допущено не было, что не оспаривается ответчиком.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен. Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является административным правонарушением.

Сведения об объективных обстоятельствах, препятствующих выполнению ответчиком своих обязанностей по соблюдению действующего законодательства, в арбитражный суд не представлены.

Руководствуясь имеющимися в деле доказательствами и статьями 2.1, 2.2 КоАП РФ, арбитражный суд признает государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Параньгинская центральная районная больница" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании части 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении ГБУ РМЭ "Параньгинская ЦРБ" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении предпринимательской деятельности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Рекомендации по определению административного наказания изложены в акте высшей судебной инстанции. Согласно пунктам 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" N 10 от 02.06.2004 такие обстоятельства как, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ должны учитываться при назначении административного наказания.

Так, ответчик признал событие выявленного административного правонарушения и устранил его, ранее за совершение подобного правонарушения не привлекался (л.д. 5-6, 104-121). Кроме того, арбитражным судом принято во внимание то, что обстоятельств, отягчающих ответственность, административным органом не установлено. Указанные обстоятельства признаются арбитражным судом смягчающими административную ответственность.

Арбитражный суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности, принимает во внимание вышеизложенные конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие ответственность, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и считает, что для достижения целей административного наказания, установленных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, ответчику достаточно такой меры административного наказания как предупреждение.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения. Вынесение предупреждения является профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности, способствовать выполнению им правовых обязанностей. Вместе с тем применение этой меры, как и других административных санкций, влечет для правонарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности.

Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как Налоговым кодексом РФ не предусмотрено ее уплата по делам о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Привлечь государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Параньгинская центральная районная больница" (ИНН 1211000636, ОГРН 1021200696340, место нахождения: 425570, Республика Марий Эл, Параньгинский район, пгт. Параньга, ул. Чапаева, д. 13, дата регистрации в качестве юридического лица 25.11.1999) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья

И.М.КОНОВАЛОВ