Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Межевская районная больница"  19 октября 2015 года привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде предупреждения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 октября 2015 г. по делу N А31-8068/2015

Судья Арбитражного суда Костромской области Сизов Александр Вениаминович, рассмотрев дело по заявлению Департамента здравоохранения Костромской области

к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Межевская районная больница", ИНН 4418000483, ОГРН 1024402032632, Костромская область, с. Георгиевское о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Департамент здравоохранения Костромской области (далее -административный орган, Департамент) обратился в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Межевская районная больница" (далее - Общество).

Определением от 20.08.2015 г. заявление принято к производству суда, рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства.

Определение получено сторонами, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями, возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства стороны не заявили.

От лица, привлекаемого к административной ответственности, поступил отзыв на заявление, согласно которому сам факт административного правонарушения им не оспаривается, Учреждение просит применить наказание в виде предупреждения.

Каких-либо возражении в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства от лица, привлекаемого к административной ответственности не поступало.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.

Как следует из материалов дела, Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Межевская районная больница" является лицензиатом (лицензия от 07.08.2013 г. N ЛО-44-01-000528, выдана Департаментом здравоохранения Костромской области бессрочно, л.д. 30-30) на осуществление медицинской деятельности, в том числе по медицинскому освидетельствованию.

Прокуратурой Межевского района в июле 2015 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о лицензировании при осуществлении ОГБУЗ "Межевская районная больница" медицинской деятельности, в ходе которой выявлены факты нарушения требований подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Так в ходе проверки установлено осуществление медицинской деятельности с привлечением специалиста врача психиатра-нарколога Смирновой М.А., не имеющей действующего сертификата по специальности психиатрия-наркология, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения.

Материалы проверки направлены в Департамент здравоохранения Костромской области для решения вопроса о привлечения Учреждения к административной ответственности.

На основании полученных доказательств 14.08.2015 г. уполномоченным сотрудником Департамента составлен протокол N 22 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 11-13), что явилось основанием для обращения с заявлением в суд о привлечении Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Межевская районная больница" к административной ответственности.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального

разрешения (лицензии). Объективная сторона состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением предусмотренных специальным разрешением (лицензией) условий.

Субъектом правонарушения может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и ответственное за соблюдение лицензионных требований.

Субъективная сторона в деянии, совершенном индивидуальным предпринимателем, в силу части 1 статьи 2.1, статьи 2.2 КоАП РФ характеризуется действием либо бездействием и проявляется в умышленном или неосторожном невыполнении лицензионных требований и условий.

В соответствии со статьи 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) В соответствии со статьей 3 Закона о лицензировании лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является лицензированным видом деятельности.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и

другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение) медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в том числе при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются, в частности: наличие заключивших с соискателем трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) (подпункт "д" пункта 4 Положения).

Обязательность наличия сертификата предполагает его фактическое получение его работником и предъявление работодателю в подтверждение соответствующего образования.

Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" к специальности "Психиатрия-наркология", и соответственно должности врач-психиатр-нарколог установлено квалификационное требование в виде прохождения дополнительного профессионального образования - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности, то есть предельный период действия сертификата по специальности "Психиатрия-наркология" составляет 5 лет, а истечение срока его действия соответствует отсутствию названного документа.

На основании изложенного, а также исходя из представленных административным органом доказательств следует, что в действиях ОГБУЗ "Межевская районная больница", выразившихся в осуществлении лицензируемого вида деятельности (медицинской деятельности по медицинском освидетельствованию) с привлечением специалиста врача психиатра-нарколога Смирновой М.А., не имеющей действующего сертификата по специальности психиатрия-наркология, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в

сфере здравоохранения, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Учреждением совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Судом установлено, что Учреждение имело возможность осуществлять работы (услуги), относящиеся к медицинской деятельности, без нарушений требований действующего законодательства, однако им до начала проведения проверки не было принято каких-либо мер организационного или иного характера направленных на устранение выявленного нарушения, в связи с чем материалами дела доказана его вина в совершении вменяемого административного правонарушения.

В силу положений статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Поскольку малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Следовательно, осуществление медицинской деятельности без получения специального разрешения - лицензии независимо от наступления или не наступления каких-либо последствий создает непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, в том числе охраны здоровья, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в предпринимательской деятельности, а также правила разрешительной системы. Отсутствие соответствующей лицензии на медицинскую деятельность свидетельствует о невыполнении требований для его получения, может привести к причинению вреда жизни и здоровью людей.

В пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлено доказательств исключительности обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.

Инкриминируемое правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере лицензирования предпринимательской деятельности, а также правила разрешительной системы, поскольку осуществление медицинской деятельности с привлечением специалиста, не соответствующего квалификационным требованиям, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере здравоохранения, а соответственно напрямую влияющим на жизнь и здоровье граждан, в связи с чем в рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Неисполнение требований закона свидетельствует лишь об отсутствии у ОГБУЗ "Межевская районная больница" необходимой меры ответственности за исполнение возложенных на него публично-правовых обязанностей, но не об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения наказания в виде предупреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В части 2 указанной статьи предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Следовательно, предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью следующих условий: совершено впервые и не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.

Из материалов дела не усматривается, что ранее Учреждение привлекался к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Достаточных доказательств, подтверждающих возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей в результате допущенных им нарушений, административным органом не представлено.

Обстоятельств отягчающих или смягчающих ответственность правонарушителя судом не установлено, административным органом также не представлено.

Судом, при назначении наказания, учитываются пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности, о принятых с целью прекращения административного правонарушения мерах, а именно снятие с врача Смирновой М.А. совместительства по психиатрии-наркологии (приказ от 27.07.2015 г. N 176).

При производстве по делу об административном правонарушении процессуальных нарушений не установлено, срок давности привлечения к ответственности не истек, оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.

Изложенное дает суду основания для привлечения Учреждения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначения ему наказания в виде предупреждения.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Межевская районная больница", место нахождения: 157420, Костромская область, с. Георгиевское, ул. Октябрьская, д. 80, (ИНН 4418000483, ОГРН 1024402032632), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечь к административной ответственности и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Судья

А.В.СИЗОВ