Общество с ограниченной ответственностью "СфераМед" 29.12.2015 года привлечено к административной ответственности по части 2, 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 декабря 2015 г. по делу N А41-86997/2015

Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Е.В. Васильевой, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Министерства здравоохранения Московской области к ООО "СфераМед" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 2, 3, 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без вызова сторон

установил:

Министерство здравоохранения Московской области (далее - Минздрав МО, административный орган) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении ООО "СфераМед" (далее - заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности, предусмотренной частями 2, 3, 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Определением арбитражного суда по настоящему делу заявление принято к производству в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заявление и приложенные к нему документы, а также определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в установленном порядке размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.

Нарушений порядка и сроков опубликования на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" материалов дела, повлекших нарушение процессуальных прав лиц, участвующих в деле, судом не установлено.

Копии определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства с кодом доступа к материалам дела направлены лицам, участвующим в деле.

Таким образом, лица, участвующие в деле, о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Возражений против рассмотрения дела по правилам упрощенного производства не заявлено.

В срок установленный определением о принятии заявления к производству в порядке упрощенного производства от 02.11.2015, от заинтересованного лица поступил отзыв с приложенными документами, который приобщен к материалам дела.

От заявителя дополнительные документы не поступали.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, предусмотренном ч. 5 ст. 228 АПК РФ, без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с ч. 3 названной статьи по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.

09.10.2015 Минздравом МО на основании Приказа о проведении проверки от 09.09.2015 N 1263, проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности ООО "Сфера Мед", место нахождения юридического лица: 140200, Московская область, Воскресенский район, г. Воскресенск, ул. Куйбышева, д. 45, стр. 4, пом. 1 (фактический адрес: 140200, Московская область, г. Воскресенск, ул. Куйбышева, д. 45, стр. 4, литера В, пом. N 1), в ходе которой выявлено нарушение обществом положений п. п. "а, в, д, е" п. 4, п. п. "а, б, в, в1" п. 5 "Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", поименованные и зафиксированные в акте проверки от 09.10.2015 N 1263 (л.д. 22-35). Одновременно обществу выдано предписание об устранении нарушений лицензированных требований и условий от 09.10.2015 N 1263 (л.д. 36-40).

По факту выявленных правонарушений уполномоченным должностным лицом административного органа, в отсутствие законного представителя Общества, извещенного о составлении протокола об административном правонарушении, в отношении ООО "СфераМед" составлен протокол N 1263 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2, 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 43-53).

Из административных материалов следует, что выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о несоблюдении Обществом положений ч. 14 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно: лицензиатом ООО "СфераМед", фактически прекратившим осуществление медицинской деятельности 01.04.2015 по адресу: 140200, Московская область, г. Воскресенск, ул. Куйбышева, д. 45, стр. 4, лит В пом N 1 (согласно пояснительной записке генерального директора общества от 08.10.2015) в период с 09.03.2015 до настоящего времени не представлено и не направлено в лицензирующий орган заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.

Данное, по мнению административного органа, указывает на наличие в действиях Общества признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Также, по мнению административного органа, Обществом не выполнены требования п. п. "а, в, д, е" п. 4, п. п. "а, б, в, в1" п. 5 "Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291; п. 7 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 11 части III, п. 17 части IV, п. 28 части V "Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006, что подпадает под понятие грубого нарушения лицензионных требований, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Указанные правонарушения подробно поименованы в протоколе об административном правонарушении N 1263 от 09.10.2015 (л.д. 43-53).

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об административном правонарушении, предусмотренном частью 2, 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, в связи с чем, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.

Исследовав материалы дела в полном объеме, и оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части привлечения заинтересованного лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 2, 4 ст. 14.1 КоАП РФ по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении юридическим лицом предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Обязательность лицензирования медицинской деятельности предусмотрена пунктом 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":

- лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения адреса места нахождения юридического лица, адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности по заявлению лицензиата;

- до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.

В соответствии с п. 14 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности".

Заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением адреса места осуществления деятельности и заявление о прекращении деятельности в лицензирующий орган от ООО "СфераМед" не поступали.

Довод заинтересованного лица о том, что с 01.04.2015 по настоящее время обществом медицинская деятельность временно не осуществляется, так как лицензия N ЛО-50-01-004036 находится на переоформлении, судом отклоняется, как необоснованный. К представленным в материалы дела справке ООО "Управляющая компания "Дионикс ЛТД" от 20.11.2015 исх. N 103 и сообщению УМВД России по Воскресенскому району Московской области от 17.11.2015 исх. N 52/7405 суд относится критически, так как заинтересованным лицом не представлено безусловных доказательств направления в лицензируемый орган документов о переоформлении лицензии.

Таким образом, судом установлено наличие в действиях общества объективной стороны вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, Частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Статьей 3 Закона о лицензировании установлено, что лицензионные требования это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 8 Закона о лицензировании).

Лицензионные требования и условия осуществления медицинской деятельности на день проведения административным органом проверки в отношении ООО "СфераМед", то есть по состоянию на 09.10.2015, установленные Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291), не соблюдались.

Как следует из протокола об административном правонарушении, в результате проверки Общества были выявлены нарушения требований Положения N 291, а именно:

- п. п. "а" п. 4 одним из лицензионных требований является "наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям" - в нарушении указанного пункта Положения у ООО "СфераМед" отсутствуют документы, подтверждающие наличие у лицензиата на праве собственности, либо на ином законном основании зданий, строений, сооружений или помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) по адресу, указанному в лицензии: 140200, Московская область, г. Воскресенск, ул. Куйбышева, д. 45, стр. 4, лит. В, пом.1, в связи с прекращением 01.04.2015 договора аренды по указанному адресу (согласно пояснительной записке генерального директора М.С. Силаевой от 08.10.2015);

- п. п. "в" п. 4 - наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" - проверкой установлено, что у руководителя ООО "СфераМед" М.С. Силаевой, ответственной за осуществление медицинской деятельности - отсутствует дополнительное профессиональное образование (диплом о профессиональной переподготовке по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" и сертификат специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";

- п. п. "д" п. 4 - наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) - в нарушении указанного требования в штате лицензиата отсутствует специалист, имеющий необходимую профессиональную подготовку: высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "стоматология ортопедическая". Условия, необходимые для осуществления ООО "СфераМед" заявленных работ (услуг) по "стоматологии ортопедической" у лицензиата отсутствуют;

- п. п. "е" п. 4 - наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности - в нарушение требований указанного пункта Положения N 291 у Общества отсутствует акт технического освидетельствования медицинских изделий, таким образом, техническое обслуживание медицинских изделий лицензиата не осуществляется, судить о технической исправности медицинских изделий не представляется возможным.

пп. "а" п. 5 Положения N 291 закреплено "соблюдение порядков оказания медицинской помощи" проверкой установлено, что в нарушении указанного пункта требований на должность врача-стоматолога хирурга и стоматолога ортодонта лицензиатом назначены специалисты, не соответствующие квалификационным требованиям.

пп. "в1" п. 5 Положения N 291 установлено "соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения", проверкой усыновлено отсутствие регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.

Осуществление обществом деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а, следовательно, и нарушение вышеуказанных требований нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области медицинской деятельности, подтверждено материалами дела.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Следовательно, обязательным элементом состава административного правонарушения является вина лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью второй статьи 26.2 КоАП РФ.

Материалами дела подтверждается факт осуществления обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при этом материалы настоящего дела не содержат доказательства принятия обществом достаточных мер по их недопущению.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).

Таким образом, субъективная сторона административного правонарушения судом установлена. Поскольку, осуществляя лицензируемую деятельность, общество должно было знать о необходимости соблюдения предусмотренных нормативными актами обязательных для такой деятельности требований и условий, и соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена названная ответственность, но Обществом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, суд полагает доказанным вину ООО "СфераМед" в совершении вмененного правонарушения, а как следствие и состав административного правонарушения.

Вменяемые Обществу правонарушения, связанные с оказанием медицинской помощи гражданке Паженцевой С.А., предусмотренные п. п. "б, в" п. 5 Положения N 291, п. 7 ст. 20 Федерального закона N 323-ФЗ, п. 11 части III, п. 17 части IV, п. 28 части V "Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006, судом исключаются, так как материалы дела не содержат безусловных доказательств оказания Обществом гражданке Паженцевой С.А. медицинских услуг, что также подтверждается жалобой от 05.09.2015, из содержания которой следует, что проживание гражданки в смежной со стоматологическом кабинете квартире, несет угрозу и вред ей и членам ее семьи.

В соответствии с п. 6 Положения N 291 под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и п. п. "а", "б", "в1" п. 5 Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Таким образом, судом установлено осуществление обществом медицинской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением лицензией и как следствие наличие объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 АПК РФ, признает наличие состава административного правонарушения установленным и доказанным материалами дела, ответственность за которое предусмотрена ч. 2, 4 статьи 14.1 КоАП РФ, вменяемого в вину общества в его совершении.

Судом установлено, что нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении общества к административной ответственности заявителем не допущено, срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.

Процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена, в связи с чем, права и законные интересы общества не нарушены.

Отметка в акте N 1263 от 09.10.2015 об ознакомлении с приказом о проверке генерального директора ООО "Веро Профи", а не заинтересованного лица, признается судом опечаткой, так как согласно выписке из ЕГРП Силаева М.С. является генеральным директором ООО "СфераМед", доказательств обратного суду не представлено.

Обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность Общества, установленных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ судом не установлено.

С учетом требований ч. 2 ст. 3.5, ст. ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ, и разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, содержащиеся в Постановлении от 12.05.1998 N 14-П, которые предусматривают, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, с учетом характера совершенного административного правонарушения, его последствий, обстановки, в которой совершено нарушение, данных о нарушителе, обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность, учитывая факт его совершения ответчиком впервые и полного признания своей вины, арбитражный суд при определении размера штрафа, подлежащего взысканию, находит возможным назначить наказание в размере 50 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области, -

решил:

Заявление Министерства здравоохранения Московской области удовлетворить.

Привлечь ООО "СфераМед" (ОГРН 1095005001651, ИНН 5005050798, дата регистрации: 26.10.2009, место нахождения: 140200, Московская область, Воскресенский район, г. Воскресенск, ул. Куйбышева, д. 45 В, оф. 3) к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 2, 4 ст. 14.1 КоАП РФ, назначив административное наказание в штрафа в размере 50 000 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд разъясняет, что в случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения отсутствуют сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП РФ судебный акт будет направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Обязанность об уведомлении суда об уплате административного штрафа возлагается на лицо, привлеченное к административной ответственности.

Судья

Е.В.ВАСИЛЬЕВА