Общество с ограниченной ответственностью "СИТИЛАБ-БЕЛГОРОД" 10.03.2016 года привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде предупреждения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 марта 2016 г. по делу N А08-164/2016

Арбитражный суд Белгородской области

в составе судьи Сапроновой Е.В.

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области (ИНН 3123162110, ОГРН 1097746691525) к ООО "СИТИЛАБ-БЕЛГОРОД" (ИНН 3123170142, ОГРН 1073123029077) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ без вызова сторон

установил:

Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО "СИТИЛАБ-БЕЛГОРОД" по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с ч. 3 ст. 228 АПК РФ.

Стороны, участвующие в деле, о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу извещены арбитражным судом в соответствии с нормами главы 12 АПК РФ надлежащим образом.

В установленный судом срок, ответчик представил отзыв, в котором указал, что добровольно исполнил предписание об устранении допущенного нарушения, в связи с чем, просил назначить наказание в виде предупреждения.

Дополнительных документов от сторон не поступило.

Исследовав материалы дела, представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ООО "СИТИЛАБ-БЕЛГОРОД" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-31-01-000070, выданной 29.05.2008 Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области. Согласно приложению N 1 лицензия выдана на выполнение работ (услуг) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: дерматовенерологии.

25.12.2015 на основании приказа Губернатора Белгородской области N 3319 от 10.12.2015 Департаментом проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "СИТИЛАБ-БЕЛГОРОД", осуществляющего медицинскую деятельность по адресу: 308000, Белгородская область, г. Белгород, Белгородский проспект, д. 77.

В ходе проверки установлены следующие нарушения:

1. В нарушение пп. "е" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее Положение): Отсутствует договор на техническое обслуживание медицинских изделий: дерматоскоп (Heine, Delta 20), аппарат для удаления клинических проявлений доброкачественных новообразований кожи и слизистых (эпиллятор-коагулятор Шмель-1000).

2. Отсутствие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (в нарушение пп. "и" пункта 4 Положения): Представлен приказ директора ООО "Ситилаб-Белгород" без номера от 15 октября 2015 года "Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинском центре", которым утверждены: Положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности. В Положении о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности не определен порядок проведения контроля безопасности медицинской деятельности: не отражен порядок контроля соблюдения правил эксплуатации медицинского оборудования, порядок контроля за соблюдением правил хранения лекарственных препаратов (приказ Минздрава России N 706н от 23.08.2010), порядок контроля соблюдения санитарно-гигиенических правил, соблюдения условий безопасности труда.

3. Не соблюдение порядков оказания медицинской помощи (в нарушение пп. "а" пункта 5 Положения): В медицинской организации осуществляется медицинская деятельность в нарушение требований ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которая предусматривает организацию первичной и специализированной медико-санитарной помощи по различным профилям с обязательным участием врача. Врач-дерматовенеролог осуществляет прием пациентов по факту их обращения и записи на прием. Медицинские сестры осуществляют забор крови для исследований у пациентов, в том числе у детей без присутствия и контроля врача. В отдельных случаях проводится забор крови без направления врача (по желанию пациента), соответственно без сбора жалоб, анамнеза, показаний и противопоказаний к выполнению манипуляций, не оформляется первичная медицинская документация и соответственно не ведется учет и хранение медицинской документации (амбулаторная карта пациента), что не соответствует требованиям п. 11 и п. 12 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Учитывая данные обстоятельства, не представляется возможным оценить оказание медицинской помощи в соответствии с порядком оказания по соответствующему профилю и не отвечает требованиям безопасности медицинской деятельности. В данной ситуации медицинская организация нарушает требования ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

4. Не соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (в нарушение пп. "б" пункта 5 Положения): в медицинской организации не выполняется порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, установленный приказом директора ООО "Ситилаб-Белгород" от 15 октября 2015 года "Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности". Материалы, подтверждающие проведение данного контроля, отсутствуют. Лицо, назначенное приказом ответственным за осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в данной медицинской организации в настоящее время не работает, новый ответственный за осуществление контроля качества и безопасности медицинской деятельности не назначен. В нарушение требований п. 7 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 года N 706н в процедурном кабинете прибор для регистрации параметров воздуха (гигрометр) не заправлен, соответственно параметры микроклимата фиксируются в журнале не достоверно при наличии в процедурном кабинете лекарственных препаратов, сумки с лекарственными препаратами для оказания неотложной медицинской помощи.

Данные обстоятельства подтверждают отсутствие осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии со ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

5. Не соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг (в нарушение пп. "в" пункта 5 Положения): в договоре на оказание платных медицинских услуг отсутствуют: адрес места нахождения и телефон лицензирующего органа выдавшего лицензию на осуществление медицинской деятельности, перечень платных услуг, предоставляемых в соответствии с договором, их стоимость, должность, фамилия, имя и отчество лица, заключившего договор от имени исполнителя, порядок изменения и расторжения договора, что не соответствует требованиям п. 17 Правил предоставления медицинским организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006.

По результатам проверки составлен акт от 25.12.2015 N 31.

На основании результатов проверки административный орган пришел к выводу о том, что Обществом нарушены лицензионные требования и условия, а именно: не соблюдены требования подпунктов "е", "и" пункта 4 и подпунктов "а", "б", "в" пункта 5 Положения о лицензировании.

25.12.2015 по факту нарушения ООО "СИТИЛАБ-БЕЛГОРОД" лицензионных требований и условий уполномоченным лицом Департамента составлен протокол N 31 об административном правонарушении, которым деяние Общества квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен с участием законного представителя общества - и.о. директора Селюковой И.И., которая в объяснениях к протоколу пояснила, что с выявленными нарушениями согласна, обязуется устранить в указанные сроки.

25.12.2015 Обществу выдано предписание об устранении нарушений лицензионных требований N 30.

14.01.2016 года на основании положений ч. 3 ст. 14.1, ст. 23.1, ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ, статей 202 - 204 АПК РФ Департамент обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о привлечении ООО "СИТИЛАБ-БЕЛГОРОД" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с подпунктами 3.1.3.1 и 3.1.20 Положения о департаменте здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, утв. Постановлением правительства Белгородской области от 11.02.2013 N 35-пп Департамент осуществляет лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций, осуществляет контроль качества и безопасности медицинской деятельности в пределах компетенции.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закон N 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи (часть 2 статьи 19, часть 1 статьи 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).

На основании части 1 статьи 38 Закона N 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Подпунктами "е", "и" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности установлены: наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности; наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Подпунктами "а", "б", "в" пункта 5 Положения установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.

Факт нарушения Положения о лицензировании медицинской деятельности следует из материалов дела и по существу обществом не оспаривается.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о доказанности факта осуществления обществом медицинской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и, соответственно, о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Допущенное обществом нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), подтверждается представленными в материалы дела документами: актом проверки от 25.12.2015 N 31, протоколом об административном правонарушении от 25.12.2015 N 31 и другими представленными доказательствами.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства того, что обществом своевременно приняты все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, суду не представлены.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.

При назначении обществу наказания суд учитывает следующее.

25.11.2015 между ОАО "Медтехника" и ООО "Ситилаб-Белгород" заключен договор N 668 на техническое обслуживание медицинского оборудования (исполнен п. 1 предписания об устранении лицензионных требований N 30 от 25.12.2015).

В Положении о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности определен порядок проведения контроля качества безопасности медицинской деятельности: 1) порядок контроля соблюдения правил эксплуатации медицинского оборудования; 2) порядок контроля за соблюдением правил хранения лекарственных препаратов; 3) порядок контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических правил, соблюдения условий безопасности труда; 4) обеспечено исполнение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с порядком, установленным приказом директора ООО "Ситилаб-Белгород" от 15.10.2015 б/н "Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинском центре".

Договор на оказание платных медицинских услуг приведен в соответствие с требованиями п. 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, а именно: 1) внесен адрес местонахождения и телефон лицензирующего органа, выдавшего лицензию на осуществление медицинской деятельности; 2) добавлен перечень платных услуг, предоставляемых в соответствии с договором, а также их стоимость; 3) сотрудник, оформляющий договор, в обязательном порядке указывает свою должность, фамилию, имя, отчество. На всех сотрудников, заключающих договор от имени исполнителя, оформлены доверенности с правом подписи; 4) добавлен порядок изменения и расторжения договора. Указанные обстоятельства подтверждаются: договором на оказание платных медицинских услуг N 100787935 от 08.02.2016, доверенностями N N 10, 11 от 28.12.2015.

Для обеспечения оказания медицинской помощи в медицинской организации в соответствии со ст. 37, 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" заведен журнал регистрации пациентов, где фиксируется весь пациентопоток за день с указанием сданных анализов.

Суд также учитывает характер и степень совершенного административного правонарушения, признание вины, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, устранение допущенных нарушений до принятия решения о привлечении к административной ответственности, в связи с чем, считает возможным назначить ООО "СИТИЛАБ-БЕЛГОРОД" наказание в виде предупреждения.

Заявление государственной пошлиной не облагается (ст. 333.37 НК РФ).

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области требования удовлетворить.

Привлечь ООО "СИТИЛАБ-БЕЛГОРОД" (ИНН 3123170142, ОГРН 1073123029077) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Решение суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его вынесения.

Решение суда может быть обжаловано в десятидневный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области.

Судья

Е.В.САПРОНОВА