Судя по опросам, пациенты все чаще начинают экономить на медицинских услугах. Самый большой удар пришелся на сектор лабораторной диагностики. Перед сдачей анализов пациенты думают дважды, и только потом принимают окончательное решение – требуется ли им услуга или она может подождать.
Если быть точнее, то показатель спроса на платные медицинские услуги понизился на 51%. В то же время на 3% повысилось число транзакций. Сумма покупок также стала ниже более, чем на 50%. Если раньше средняя сумма колебалась в районе 17 тысяч рублей, то теперь показатель задержался в районе 8,5 тысяч.
Анализируя данный феномен, специалисты пришли к мнению, что из всего спектра необходимых для здоровья услуг, россияне вычленяют сейчас лишь самые важные, откладывая те, что могут подождать. Так, пострадала отрасль протезирования зубов. Здесь спрос упал на 90%.
В настоящий момент у наших соотечественников независимо от региона приоритет на жизненно необходимые услуги. А потому всю картину потребительского спроса мы увидим через несколько месяцев. Однако кое-какие выводы можно делать уже сейчас.
Например, анализы в коммерческих центрах потеряли свою актуальность для многих россиян, которые раньше регулярно пользовались данными услугами. Кто-то нашел альтернативу привычному образу жизни и отныне сдает анализы в государственных клиниках, а кто-то просто решил переждать трудный период, не отказываясь от услуг частных клиник навсегда.
Также, было замечено, что вызовы врачей на дом стали более редким явлением для пациентов разных возрастов. Данную услугу также можно посчитать излишне дорогой для данного периода. К тому же, ее можно легко заменить на посещение врача в государственной поликлинике. Несмотря на очереди, это все еще доступный и бюджетный вариант для многих. Именно этот момент показателен – вот так экономят на медицине россияне. Если есть более дешевый аналог привычной процедуры – они выберут его.
Это означает, что к концу 2022 года будет отмечено резкое сокращение выручки самых разных медицинских центров. В особенности пострадают те, что специализируются на лабораторной диагностике. Ведь если анализ входит в программу ОМС, пациент в данный период обратится за ним в государственную клинику.
Конечно, существуют такие услуги, которые нельзя ни заменить, ни оттянуть. А потому люди будут стараться, где это возможно, совместить платную и бесплатную медицину, что тоже скажется на первой. Так, например, пациент может обратиться к проверенному платному специалисту и, получив назначение, сдать необходимые анализы по ОМС.
Все это в дальнейшем приведет к неизбежному поглощению рынка более крупными медицинскими компаниями. Перспективные небольшие фирмы просто не выдержат конкуренции в новых жестких реалиях.
Но есть и маленькие организации, которые окажутся вне угрозы. Например, стоматологические кабинеты на 1-2 кресла. Если они уже достаточно давно на рынке и успели прочно встать ноги, их наработанная база никуда не денется даже в кризисный период.
Также кризис едва ли отразится на клиниках премиум сегмента. Такие клиники могут похвастаться стабильно высоким средним чеком, что говорит о платежеспособности их клиентов. А, как показала практика, богатые люди становятся еще богаче в непростые для большинства времена.
Если сравнивать цифры на данный момент с теми, что были собраны в начале 2022 года, становится очевидно, что расходы граждан на лекарства в настоящее время значительно просели. Разница в показателях исчисляется 22%.
О том, что ситуация меняется не в лучшую для пациентов и медицинских центров сторону, говорят и представители власти. Ни для кого не секрет, что социально-экономическая обстановка заставляет перейти в режим экономии.
Чтобы остаться на плаву, частные клиники вынуждены идти на ухищрения и конкурировать с государственными. Ради сохранения клиентов, они избирают более узкую специализацию, снижают цены до минимума или и вовсе проводят акции, в которых одна из услуг предоставляется бесплатно, если клиент оплачивает другую. Например, можно получить в подарок УЗИ, посетив терапевта – довольно сомнительный подарок для тех, кому данная процедура не требуется. Более выгодным шагом для многих клиник стал запуск в продажу подарочных сертификатов. Это отличный шанс для многих подарить что-то более полезное и оригинальное, чем просто деньги в конверте. А виновник торжества уже может сам определиться, на какие услуги потратить свой подарок.
Однако, есть и те медицинские центры, которые в порыве отчаяния перегибают палку. Например, одному из пациентов позвонили из стоматологии, в которой тот давно не появлялся и в навязчивой форме предложили прийти, предположив, что за время его длительного отсутствия в клинике, у пациента начались проблемы с кариесом.
Такая подача не только не стимулирует пациента на посещение, но и отталкивает, заставляя задуматься о смене не только врача, но и самой клиники.
Однако, не все специалисты считают, что ситуация с сокращением россиянами затрат на медицинские услуги продержится долго и прогнозируют выравнивание ситуации уже в ближайшее время. Объясняется это тем, что полностью обойтись без коммерческой медицины не сможет ни один пациент.