Актуальные новости о здравоохранении, правовых аспектах и охране здоровья для профессионалов и интересующихся
Подписаться в TelegramПациент (назовем его Константин) обратился к врачу-неврологу частной клиники с жалобами на слабость и онемение в правой руке. Врач произвел осмотр, выставил диагноз (данные изъяты), рекомендовал обследование для подтверждения диагноза и комплексную терапию, направленную на улучшение мозгового кровообращения. Также была назначена явка с результатами обследования.
Константину сделали МРТ, по заключению которого были обнаружены признаки внемозгового объемного образования (возможно, менингиома). Врач-невропатолог частной клиники назначила пациенту «Октолипен» и рекомендовала продолжить лечение теми препаратами, которые уже были назначены.
Впоследствии состояние Константина ухудшилось: правая рука отказывала, он не мог держать ложку, не мог писать. Пациент обратился в районную больницу по месту жительства к другому неврологу, который записал его в Федеральный центр для прохождения электромиографии и на прием к врачу-нейрохирургу центра.
На основании проведенной электромиографии правой руки не было выявлено нарушений проводимости срединного, локтевого и лучевого нервов справа. В специализированной частной клинике было выполнено МРТ головного мозга, по результатам которого была подтверждена экстрааксиальная опухоль в теменной области слева — конвексильная менингиома.
На приеме нейрохирурга в Федеральном центре опухоль была подтверждена, и была показана операция. Константину дали направление в областную больницу.
Он был госпитализирован в нейрохирургическое отделение, где провели операцию по удалению опухоли в левой теменной области, затем — повторную операцию (ретрепанацию) для удаления острой эпидуральной гематомы.
Константин оплатил операцию, при выписке ему выдали гистологические стекла и блоки для уточнения морфологии опухоли. Рекомендованы консультация онколога и пересмотр гистологических препаратов для уточнения морфологии опухоли. Через три месяца было запланировано повторное МРТ головного мозга и установка пластины на левую теменную часть головы.
По результатам консультации онколога онкологического диспансера морфологическая картина соответствовала фиброзной менингиоме.
Было назначено дальнейшее лечение и наблюдение у невролога. Константин обратился в прокуратуру и территориальный орган Росздравнадзора.
Росздравнадзор провел внеплановую проверку частной клиники.
По её завершению прокурор инициировал иск в защиту прав и законных интересов Константина к частной клинике о компенсации морального вреда в размере 150 000 рублей.
Константина беспокоят головные боли, у него повышается давление, ухудшается зрение, он не может наклоняться и работать. Пациент оформляет инвалидность.
Он считает, что ухудшение его здоровья связано с неправильным лечением в частной клинике, и что именно клиника виновна в необходимости проведения второй операции по удалению гематомы.
В суд поступило заявление о признании иска в полном объеме.
Согласно информации прокуратуры и ТО Росздравнадзора, специалистами частной клиники были допущены следующие нарушения:
1. В медицинской карте пациента отсутствует информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
2. В медицинской карте не заполнены необходимые разделы на основании данных инструментального исследования (МРТ), не установлен клинический диагноз «Менингиома левой лобно-теменной области», не оформлено обоснование клинического диагноза соответствующей записью в амбулаторной карте.
3. Врачу-неврологу было объявлено дисциплинарное взыскание. Врач имеет необходимое профессиональное образование, своевременное повышение квалификации и сертификат по специальности «неврология».
4. Константину в результате действий клиники был причинен моральный вред, который выразился в неустановлении клинического диагноза и ненадлежащем оформлении медицинской документации.
Определяя степень нравственных или физических страданий, суд пришел к выводу, что Константин испытывал физическую боль и нравственные страдания, связанные с некачественным оказанием медицинской помощи.
5. Признание ответчиком иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы сторон и других лиц, поэтому может быть принято судом.
Исковые требования прокурора в защиту прав и законных интересов пациента удовлетворить. Взыскать с клиники в пользу Константина компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей.
1. Довольно редко встречаемая ситуация, когда клиника признает в полном объеме исковые требования пациента.
(В продолжающемся судебном процессе по иску пациента к стоматологической клинике, которую я начал представлять уже на этапе рассмотрения иска, по моей рекомендации потребителю было возвращено 500 000 рублей, оплаченных им по договору, а также в добровольном порядке выплачена компенсация морального вреда в размере 80 000 рублей. Но процесс продолжается, и потребитель хочет взыскать стоимость устранения недостатков услуг около 1,5 миллиона рублей и компенсацию морального вреда в этом же размере).
2. Основанием иска выступает ухудшение состояния здоровья пациента, вызванного неправильным лечением в частной клинике, в том числе необходимость проведения второй операции по удалению гематомы.
Суд же удовлетворяет исковые требования по основаниям некачественного оказания медицинской помощи (нет информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство; в медицинской карте не заполнены определенные разделы; не установлен клинический диагноз «менингиома левой лобно-теменной области», не оформлено его обоснование).
Мне представляется, что истцу не принципиальны процессуальные тонкости, главное — получить 150 000 рублей.
А для ответчика принципиальны. Он согласился с тем, что неправильным лечением причинен вред здоровью пациента, а суд подобного не установил.
Как в дальнейшем будет развиваться ситуация, даже мне не ясно…