Медиация – как способ перехода конфликта в примирительную процедуру
12.01.2018 10:49
4388
Действующим законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора между пациентом и медицинской организацией. Однако, при включении данного порядка в договор на оказание медицинских услуг, претензионный порядок для сторон становится обязательным, несоблюдение которого может привести к возврату искового заявления судом.
Я рекомендую медицинским организациям включать в договор на оказание медицинских услуг условие об обязательном претензионном порядке урегулирования спора.
С пациентом нужно вести переговоры с целью урегулирования возникшего конфликта. Как я уже говорила в своей предыдущей статье, по международной статистике, 40-60% жалоб пациентов могут быть полностью удовлетворены простым объяснением со стороны медицинского работника.
В процессе переговоров, пациент и медицинский работник (медицинская организация) начинают слушать и слышать друг друга. Это действительно очень важно, так как именно в процессе конструктивного диалога, стороны находят решение возникшего вопроса, правильное направление своего поведения с целью сокращения количества конфликтов в будущем, выявления ошибок и недостатков в работе медицинских работников и медицинских организаций в целом. При применении такого подхода к взаимодействию сторон, растет уважение и доверие к медицине и тем, в чьих руках жизнь и здоровье граждан.
Эффективные переговоры с одной стороны ведут к решению проблемы пациента и достижению его основной цели – здоровья, с другой стороны, сохраняется деловая репутация врача и медицинской организации (если по каким-то причинам дело не приобрело огласку).
Все это говорит о том, что система здравоохранения нуждается в механизме, способном урегулировать систему взаимодействия и взаимопонимания между пациентом и медицинской организацией.
Помимо независимой медицинской экспертизы, работы медицинских ассоциаций, третейских медицинских судов, появился еще один институт разрешения конфликтов – медиация. Благодаря которой, появилась возможность индивидуального подхода к рассмотрению и разрешению медицинского конфликта.
Медиацию можно использовать как средство на этапе внесудебного, досудебного и судебного этапов разрешения конфликтов для достижения мировых соглашений.
Медиация как альтернативный способ урегулирования спора в правовой системе Российской Федерации появился с 1 января 2011 года, которая регулируется Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)» (далее ФЗ «О медиации»).
Процедура медиации может быть применена к конфликту между пациентом и медицинской организацией только по соглашению сторон (ст. 7 ФЗ «О медиации»). Соглашение может быть двух видов: 1) медиативная оговорка в договоре на оказание медицинских услуг, либо отдельное соглашение, заключенное до возникновения спора; 2) соглашение, совершаемое после возникновения спора (ст.ст. 2,7 ФЗ «О медиации»).
Кроме того, Федеральным законом «О медиации» определена гарантия конфиденциальности информации, относящейся к процедуре медиации (медиатор не подлежит допросу в качестве свидетеля); определены существенные условия медиативного соглашения, как гражданско-правовой сделки; определены общие требования к медиаторам и их деятельности.
Мое мнение, что медиация создает условия для позитивного взаимодействия сторон конфликта. В процессе медиации с участием профессионального медиатора происходит анализ конфликта между пациентом и медицинской организацией, благодаря чему происходит выявление недостатков в системе здравоохранения и оказания медицинских услуг. Медиация формирует новую систему рассмотрения жалоб и разрешения споров, основанную на дружественном, открытом отношении к нуждам пациента.
Если проанализировать судебную практику, можно сделать вывод, что еще пятнадцать лет назад гораздо меньшее число людей обращались в суды. Сегодня, число судебных разбирательств возросло. Думаю, теперь необходимо перейти к следующей стадии развития цивилизованного общества – нам необходимо искать способы примирения, а не настраивать стороны на противодействие (что ведет к еще большему развитию конфликта). Медиация – это как раз та процедура, которая приводит стороны конфликта к примирению, на законных основаниях и с достижением взаимной выгоды.