Блог Ксении Бархатовой
Компания: СПб ГБУЗ «Детский центр восстановительной медицины и реабилитации №3», СПб ГБУЗ "Городская стоматологическая поликлиника", ФГБУ "Дом ветеранов сцены имени М.Г. Савиной (пансионат)" Управления делами Президента РФ
Должность: Начальник отдела закупок, юрист, медиатор
Телемедицинские консультации в деятельности клиники
03.08.2022 17:46
1424
С коллегами из медицинского учреждения приняла участие в совещании, которое было посвящено теме внедрения телемедицинских консультаций в деятельность частной клиники.
Эта тема является актуальной, так как на сегодняшний день согласно статистике ВЦИОМ около 53 % россиян допускают возможность обратиться к врачу дистанционно, а Минцифры к 2030 году прогнозирует рост телемедицины.
Правовое регулирование медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется на основании статьи 36.2 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Приказа МЗ РФ от 30.11.17 г. № 965 н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» и разъяснений в Письме Минздрава России от 09.04.2018 N 18-2/0579 «О порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».
Очень интересно было послушать врачей, которые уже достаточно давно и активно используют телемедицинские консультации в своих клиниках и представителей сервиса телемедицины.
На первом этапе клиники разрабатывали внутренние документы по внедрению медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, заключали договор на оказание услуг телемедицины. На основании договора обслуживающая организация создавала для врача виртуальный кабинет, где был представлен доступ к расписанию, чат с пациентами, загрузка результатов обследования.
Далее разными способами (сайт, социальные сети, регистрационная стойка) клиники информировали пациентов о том, что у них появился сервис дистанционных консультаций. После этого для пациентов в приложении создавался личный кабинет, где пациент проходил регистрацию и выбирал нужного врача для консультации.
Здесь клиниками учитывался тот факт, что при первичной телеконсультации врач имеет право только собрать анамнез и выслушать жалобы пациента, определить тактику лечения, назначить очный прием и диагностические исследования. Исходя из этого, многие клиники советовали осуществлять дистанционный прием повторных пациентов либо первичных пациентов, которым до постановки диагноза необходимо провести лабораторные и иные исследования.
Еще многих врачей интересовал вопрос ответственности за врачебную ошибку из-за отсутствия физикального осмотра пациента. В целом на сегодняшний день законодательство эти риски сводит к минимальным, так как в любом случае для постановки диагноза необходим очный прием.
Представителей частных клиник, которые включены в программу ОМС, также интересовала тема о возможности оплаты телеконсультации за счет средств ОМС.
Приводились в примеры регионы, которые предпринимают системные действия по интеграции телемедицинского консультирования в практическое здравоохранение с финансированием за счет средств ОМС.
Так, например, в нескольких регионах с участием госкорпорации ВЭБ. РФ осуществляется пилотный проект сервис «Доктор рядом», который вошел в систему ОМС.
В Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" содержится ссылка на то, что подушевой норматив финансирования на прикрепившихся лиц включает в том числе расходы на оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
Помимо этого в Письме Минздрава России от 04.02.2022 N 11-7/И/2-1631 "О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования" указано, что оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в амбулаторных условиях включается в подушевой норматив финансирования амбулаторной медицинской помощи; также возможно установление отдельных тарифов на оплату медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в целях проведения межучрежденческих расчетов, в том числе для референс-центров.
Совещание закончилось на позитивной ноте с учетом мнения присутствующих, что наверное коллегам стоит подождать итогов реализации поручения Правительства РФ Минздраву и Минцифры о проработке вопроса расширения применения телемедицинских технологий и целесообразности применения телемедицинских технологий в качестве отдельной услуги в системе обязательного медицинского страхования.