Блог Дмитрия Гаганова
Компания: Ассоциация организаторов здравоохранения в онкологии
Должность: Юрисконсульт

От общего к частному или выявление признаков экстраординарного медико-правового режима на примере одного дела

18.05.2022 21:19 Комментариев: 0 884
Под экстраординарным (специальным) правовым регулированием в дальнейшем будет подразумеваться временный способ регулирования общественных отношений (введение временных ограничений) в связи с возникновением эпидемии (в анализируемом ниже случае) и с учетом степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Под экстраординарным правовым режимом я далее буду подразумевать систему, состоящую из следующих компонентов (по В.Д.Мельгунову):
1. Нормы, определяющие компетенцию субъектов, осуществляющих экстраординарное правовое регулирование, а также особенности правового статуса лиц, на которых нормы этого режима распространяются;
2. Правила поведения, реализующиеся в правах и обязанностях субъектов, осуществляющих экстраординарное регулирование, и субъектов, на которых этот режим распространяется;
3. Нормы, входящие в комплекс режима, предусматривающего ответственность субъекта, осуществляющего экстраординарное правовое регулирование, или его должностного лица, а также нормы, предусматривающие ответственность лица, на которого этот режим распространяется или должностного лица этого субъекта за нарушение режимных норм.

В один из судов Московской области с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился прокурор, действующий в интересах лица, которому по жизненным показаниям было необходимо получение препарата противоопухолевого действия из группы моноклональных антител – чрезвычайно дорогое, но действенное. Перерыв в курсовом приёме данного средства чреват очень серьёзными последствиями. Инфекции верхних дыхательных путей и пневмонии – очень частые осложнения при приёме данного препарата. Представляемое лицо – онкопациент, находится в группе риска в условиях эпидемиологического распространения COVID-19.
Указанный препарат назначается пациентам, не имеющим признаки прогрессирования заболевания, лечение данным препаратом является специализированной медицинской помощью, оказывается на основании приказа № 915н в специализированных учреждениях, имеющих лицензию и штат сертифицированных специалистов.
Суть иска – признание бездействия онкологического диспансера незаконным, с учётом решения врачебной комиссии и консилиума о назначении данного препарата и взыскание с ответчика в пользу представляемого лица сумм, затраченных на приобретение лекарственного средства.
Медицинские показания – были, необходимость получения лекарственного препарата по жизненным показаниям на бесплатной основе – была признана.
С учётом решения врачебной комиссии и консилиума решение о назначении представляемому лицу препарата за счёт учреждения – было принято, закупки препарата начались.
В  связи с нехваткой препарата и с учётом того, что препарат не входит в областную программу государственных гарантий оказания медицинской помощи ответчиком было принято решение о невозможности обеспечения продолжения поддерживающей терапии.
Суд, несмотря на объяснения ответчика, признал то обстоятельство, что в иные медицинские учреждения, которые могли бы обеспечить лечение таким препаратом – пациент направлен не был.
Судом было выявлено, что представляемым лицом лекарственный препарат был приобретен за свои деньги, был введён в домашних условиях с привлечением медсестры по месту жительства. Стороной ответчика опровержение доводов стороны истца о приобретении препарата для личных нужд и его применения согласно рекомендациям специалистов.
При этом суд отмечает, что до момента, когда пациент вновь был обеспечен необходимым лечением в регионе был установлен особый порядок передвижения граждан и транспортных средств в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В основу решения, что интересно, было положено предостережение территориального органа Росздравнадзора о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором было указано на то, что направление представляемого лица для продолжения курса химиотерапии в клинику, находящуюся в другом регионе один раз в две недели в условиях эпидемиологического распространения COVID-19 увеличивает фактор заражения инфекционными заболеваниями пациента, находящегося в группе риска (Как разъясняет Роспотребнадзор в лице своего территориального органа понятие «фактор риска» означает элемент внешней или внутренней среды, который оказывает негативное влияние на жизненно-важные органы и системы человеческого организма. Сами факторы риска не ведут к возникновению того или иного заболевания, но оцениваются с правовой точки зрения; значимым является увеличение данного фактора с учётом группы риска, к которой относится пациент (в нашем случае – онкологический пациент).
При выявлении правоотношения между сторонами суд принял во внимание сообщение со стороны ответчика о принятии мер в целях недопущения нарушений в сфере законодательства в сфере охраны здоровья
В ходе реализации данных мер должностным лицам со стороны администрации было строго указано на необходимость соблюдения действующего законодательства при обеспечении граждан льготными лекарственными препаратами по медицинским показаниям.
При анализе материалов дела судом при признании бездействия ответчика при обеспечении лекарственным средством по жизненным показаниям было учтено, что в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) направление пациента для прохождения лечения в иной регион необоснованно повышает риски ухудшения его состояния здоровья.
Здесь мы наблюдаем процесс принятия решения судом при принятии во внимание сложившейся эпидемиологической ситуации, или по-другому – экстраординарного правового режима (системы временных ограничений при отсутствии введения режима чрезвычайного положения) (установление особого порядка передвижения граждан и транспорта как мера во исполнение Указа № 239 различающегося от региона к региону).
Иначе говоря:
- выезд в другой регион, отличающийся особенностями режима воспрепятствованию распространению новой коронавирусной инфекции является необоснованным риском ухудшения состояния здоровья пациента в условиях эпидемиологического распространения новой коронавирусной инфекции;
- одновременно соблюдение порядка организации работы и соблюдение минимально необходимых мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции – предполагается их соблюдение, пока не будет оказано обратное;
- также предполагается соблюдение пациентом правил самоизоляции и ограничения контактов, пока не будет доказано обратное (сторона ответчика также об этом не заявляла)
То есть решение суда напрямую было связано с режимом экстраординарного правового режима, имеющего и свою структуру и свои особенности – остановимся на этом подробнее, в преломлении к российской правовой системе.
Вспышка COVID-19 признана 30.01.2020 Всемирной организацией здравоохранения «чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения», имеющей международное значение. Генеральный директор ВОЗ Тедрос Гебрейесус 11.03.2020 объявил о пандемии COVID-19 и поставил четыре основные задачи:
Во-первых, принятие мер по обеспечению готовности;
Во-вторых, выявление больных, оказание им помощи и лечения;
В-третьих, предупреждение дальнейшего распространения инфекции;
В-четвертых, поиск инновационных решений и изучение опыта.
Это – международно-публичный уровень данного правового режима.
Что же касается законодательно-нормативной базы  противодействия всем видам чрезвычайных ситуаций и эпидемий национального масштаба, на основании которых реализуется экстраординарный правовой режим,  то это два федеральных закона:
Федеральный закон от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ;
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Законы ФЗ-68 и ФЗ-52 детально описывают действия всех органов исполнительной власти в случае эпидемий, наделяя их соответствующими полномочиями при ведущей и координирующей роли Роспотребнадзора и персонально Главного государственного санитарного врача РФ и ГГСВ (главных государственных санитарных врачей) регионов (ст. 50-51 ФЗ-52, редакция от 02.07.2021).
Из двенадцати видов полномочий, (в том числе особых четырех для ГГСВ России)  Главный санитарный врач Российской Федерации на сегодняшний день использует преимущественно «необходимость своевременно и полно информировать органы государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц… и граждан… о санитарно-эпидемиологической обстановке… и планируемых мероприятиях».
С чего началась реализация режима экстраординарного правового режима с введения режима недопущения распространения –
24.01.2020 вступило в силу зарегистрированное в Минюсте России по поручению Председателя Правительства Российской Федерации Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О мероприятиях по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», в котором определен перечень мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 (ред. от 04.12.2021) "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2020 № 57771) , основанного на рекомендациях ВОЗ, которое по сути и ввело анализируемый нами экстраординарный правовой режим, который в дальнейшем неоднократно трансформировался.
Центральный субъект данного правового режима - Координационный совет при Правительстве  РФ по борьбе с новой коронавирусной инфекцией.
Основные полномочия по установлению особенностей данного правового режима были переданы на уровень субъектов – главным санитарным врачам субъектов Российской Федерации.
На уровне границ медицинской организации – территория базового санэпидрежима (каждая медицинская организация или субъект медицинской деятельности – лицензиат и одновременно объект, на который выдано санитарно – эпидемиологическое заключение), который трансформируется в режим «по недопущению внутрибольничного распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» (приказ № 198н Минздрава от 19 марта 2020г.), являющийся неотъемлемой частью временного порядка организации медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Вне границ медицинской организации (юридически определены – через санэпидзаключение)  действует «режим повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации или в зоне чрезвычайной ситуации» в рамках реализации которого существует возможность установления «обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения».
Следует отметить, что доказательством существования экстраординарного правового режима является факт обязательности исполнения положений Приказа Минздрава 198н, поскольку именно он ввёл временный порядок оказания работы всех медицинских организаций нашей страны.
Просмотров: 884 Комментариев: 0 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.