Президент Российской Федерации в декабре 2022 года подписал закон о проведении дистанционных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей (Федеральный закон от 29.12.2022 № 629-ФЗ).
Предполагается, что с 01 сентября 2023 года водители смогут пройти такой медицинский осмотр удалённо.
Им не надо будет приходить в клинику, присутствие медработника при медосмотре станет необязательным.
Водителю в процессе дистанционного осмотра измерят давление, сосчитают пульс, проверят его поведение, внешний вид, проверят выдох на наличие алкогольных паров, измерят температуру.
Сразу же скажу, что пройти медосмотр дистанционным способом на сегодняшний день ещё нельзя (единственное исключение – угольная промышленность).
Почему?
Дистанционные медицинские осмотры водителей – это несколько составляющих:
- передача информации о здоровье на расстоянии с гарантией того, что информация не будет искажена или уйдёт на сторону (врачебную тайну и ответственность за её нарушение никто не отменял);
- контроль состояния здоровья, опять же на расстоянии;
- медицинское изделие, с помощью которого можно сделать такой контроль;
- правила использования такого изделия (такой документ должно принять Правительство)
- порядок проведения такого удалённого осмотра (это документ, очень сложный по структуре – его принимает Минздрав, нет порядка – нет удалённого медосмотра; такой порядок ещё не принят).
Именно закон дал этому министерству законное право определять порядок проведения вообще любых медосмотров водителей. Надо заметить, что про трудовые права водителей не забыли и при принятии порядка удалённого медосмотра будет учитываться позиция Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
И нужно подчеркнуть – на сегодня сложилась следующая ситуация: создана пока только возможность дистанционного медицинского осмотра.
Заметьте, что нет, не запущен экспериментальный правовой режим по этому направлению (как – бы «обкатка» системы), нет не определён список медорганизаций, имеющих право (да, не всякая медорганизация имеет право, даже если у ней есть аппаратура) оказывать удалённые медицинские услуги.
На сегодняшний день уже написано много статей о возможности "удаленных медосмотров водителей" без такого минздравовского порядка. Но возможен такой медицинский осмотр пока только как дополнительный к очному осмотру: медицинский работник должен находится на территории автопредприятия.
И ещё – идентификация и аутентификация водителя – особенности ещё не утверждены: это важно, поскольку надо полностью исключить случаи прохождения осмотра одним водителем вместо другого.
И самое главное – требования к аппаратуре, через которую будут проводит такой "удалённый медосмотр", какие условия должны быть для внешнего осмотра водителя, требования к оформлению путевых листов в случае удаленного осмотра, каким требованиям должны соответствовать медработники, его проводящие – должны быть ещё разработаны, приняты и внедрены. Кем – и Минздравом и Правительством. Успеют ли они до 01 сентября, когда закон вступит в свою силу?
Если внимательный читатель возразит – вот уже 15 частных медицинских компаний: некоторые из них - «Доктор рядом», «Медси», «РенКлиника» 15 февраля появились на сайте regulation.gov.ru в виде проекта документа со списком в рамках экспериментального правового режима (ЭПР) – почему бы эти клиникам не делать удалённые предрейсовые медосмотры водителей?
Но они не смогут.
Суть этого эксперимента – дать возможность клиникам из списка удалённо наблюдать пациентов, НО диагноз которым был уже поставлен другим врачом, к которому пациент пришёл на своих двоих. И только.
Вообще о телемедицине в полном понимании этого термина говорить ещё рано.
Если сказать с точки зрения юриста, удалённый медосмотр – это медицинская услуга, это оказание медицинской помощи.
Можно ли подвести удалённый предрейсовый или послерейсовый осмотр водителей под телемедицинские консультации?
Итак, сразу определимся по правовому статусу телемедицинских консультаций, иного взаимодействия по телемедицинским каналам.
Первое — диагноз дистанционно ставить нельзя, это оказание медицинских услуг, их можно оказывать только на территории клиники. Отпадает.
Ещё - пациент хотя бы раз должен появиться на очном приёме у лечащего врача. Согласие на оказание консультаций ТОЛЬКО после назначения курса лечения должно быть отражено в медицинской документации.
Лечение нельзя осуществлять, не видя пациента очно.
Сам вопрос о том, является ли консультация медицинской услугой очень спорный, и скорее всего, при недовольстве водителя в адрес медклиники толкование будет не в пользу клиники. Росздравнадзор и прокуратуру водитель может пригласить, например, если останется недоволен результатом.
Врачи, работающие в телемедицине, должны иметь действующие сертификаты, работать в учреждении, которое имеет лицензию по роду осуществляемой им деятельности, и это должно подтверждаться с помощью усиленной цифровой подписи, которая должна быть увязана посредством медицинской информационной системы (МИС) с другими системами.
Медицинские работники (непосредственные «оказатели» медицинских услуг) должны находиться в реестре врачей и реестре клиник, управляет которым Министерство здравоохранения Российской Федерации. Чего нет в ЕГИСЗ или вертикально-интегрированных системах, того нет в правовом поле.
Идентификация водителя как пациента должна быть.
Просто провести по Skype, WhatsApp, Telegram или иному мессенджеру удалённый медосмотр или телемедицинскую консультацию даже подключив сертифицированную аппаратуру просто незаконно.
Ведь по таким мессенджерам нельзя провести идентификацию водителя как пользователя на другом конце. Вы же должны четко понимать, с кем общаетесь. Нет идентификации, нет отражения в соответствующей информационной системе – нет и самой консультации.
Да конечно, внимательный читатель может возразить: в рамках телемедицинских проектов медицинские работники в процессе дистанционного консилиума или при получении консультаций от методических центров, например, общаются и друг с другом, и с пациентами по специальным защищенным каналам связи.
Но одной защищённости недостаточно.
Программное обеспечение, с помощью которого осуществляется телемедицинская консультация должно соответствовать ГОСТ Р 59765-2021 Программное обеспечение как медицинское изделие. Основные термины и определения. Ждем сентября.
Учтите, что телемедицинская консультация через мессенджеры не покрывается оплатой со средств ОМС, ДМС.и телемедицинской консультацией не является – только обмен информацией через телекоммуникационные каналы связи.
Обменялись информацией – и выпустили водителей на линию. Как вам ситуация?
Отдельный и очень опасный вопрос – идентификация и аутентификация водителя.
Обратите внимание на то, что все эти процессы для целей осуществления телемедицинского взаимодействия между клиникой и водителем будут реализовываться через ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации).
Скорее всего, порядок Минздрава о проведении удалённого медосмотра во многом повторит приказ Минздрава от 12 ноября 2021 г. № 1051н:
Итак, как я говорил выше, говорить о полноценном телемедицинском взаимодействии в процессе дистанционного медосмотра, которое по своим правовым последствиям было бы приравнено к медицинскими вмешательствам в том смысле, которое им придано в Федеральном законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации ЕЩЁ РАНО.
Придерживаться же рекомендаций, которые фактическое отсутствие полноценного правового регулирования удалённого медосмотра сводят к «спорным вопросам» не только некорректно, но может и привести к тому, что вас могут привлечь к юридической ответственности.
1.Даже если вы избегаете на первом сеансе удалённого осмотра «вас осматриваю», «я вам измеряю (например давление)» то всё равно – ваши действия могут быть истолкованы как медпомощь. Да, сам осмотр – это оказание медпомощи. Помните, что скриншоты, нотариальные протоколы осмотра цифровой информации, акты обследования цифровой информации, аудиозаписи могут стать объектом исследования в рамках судебно-медицинской экспертизы, ходатайство о проведении которой может подать истец – водитель, недовольный качеством удалённого медосмотра, его родственники в случае гибели водителя (не дай Бог).
2.Помним об уголовной ответственности за незаконное осуществление медицинской деятельности (ст. 235 УК РФ) – здесь возможна следующая трактовка – осуществление лицом медицинской деятельности без документов, предоставляющих право на данные виды деятельности. Помните, что по закону дистанционном медосмотре водителей всю ответственность несёт организатор такого "удалённого медосмотра".
3.Использование индивидуального мобильного устройства со стороны водителя – ещё одна проблема. На сегодняшний день проблема присвоения идентификационного номера мобильным устройствам телемедицинских пациентов в посредством ЕГИСЗ – ещё очень далека от решения, также не ставился вопрос о создании подсистемы учёта таких устройств.
4.Если медработники, автопредприятие (заказчик услуг удалённого медосмотра) и водители не идентифицированы и не авторизованы надлежащим образом то самого осмотра в юридическом смысле нет – невозможно доказать, что медосмотр был сделан именно этому лицу именно этой клиникой, которая на это имеет право. Идентификации другим образом – не предусмотрено.